12 июня – это вовсе не День независимости. Изначально этот праздник назывался «Днем принятия Декларации о государственном суверенитете», а с 2002 года получил более лаконичное название «День России». Тем не менее, до сих пор и в ходе кухонных посиделок, и на страницах некоторых СМИ продолжаются споры о том, от кого же независима наша страна, и сетования, что этот праздник не имеет особого смысла. Как ни парадоксально, участники этих споров кое в чем правы.
Если у вас есть «стеклянные бусины, старые и новые сломанные украшения, кружева, большие отрезы льняных тканей, и вообще большие отрезы ткани, и маленькие отрезы ткани, кружевные салфеточки, старые скатерти и вышивки, сломанные часы из которых можно вынуть винтики, черепа, бабушкины волосы, сухие насекомые» подарите их художнику Жене Антуфьеву. Если у вас умрет домашнее животное, если оно небольшое, положите в морозилку и напишите ему: antufev@rambler.ru
Вероятно, у каждого поколения есть свои борцы за свободу, свои бунтари, бросившие вызов непобедимой и нерушимой Системе, свои герои, павшие в этой борьбе. Век героя недолог, а место – вакантно и востребовано. Тем более что с некоторых пор борьба с Системой – занятие прибыльное. Как такое стало возможным? Трудно сказать. Современный капитализм – структура сложная, постоянно совершенствующаяся и быстро приспосабливающаяся к любым условиям. То, что борьба с Системой стала обязательным элементом современной массовой культуры, лишний раз доказывает тот факт, что абсолютно любая деятельность, включая терроризм и военные перевороты, может стать частью капиталистического обмена. С бунтарями больше не борются – им платят.
«Человек и кризис» - пожалуй, самая популярная тема в публицистике, телевизионных передачах и интернет-дискуссиях как минимум в последние полгода. Не отстают от масс-медиа и деятели общественных наук. Например, Институт социологии РАН совместно с российским представительством немецкого Фонда имени Фридриха Эберта провел исследование на тему: «Российская повседневность в условиях кризиса».
Мы уже привыкли думать об СССР, как о другой стране. Далекой, в чем-то пугающей, а в чем-то прекрасной стране из нашего прошлого. Советский Союз сегодня – неисчерпаемый источник разного рода мифов – мифов бытовых, мифов культурных и мифов политических. Странное дело, в нестабильные 90-е об СССР вспоминали разве что не желавшие мириться с переменами пенсионеры, которые обвиняли Ельцина в том, что он «развалил страну», да диссиденты, мыслями так и оставшиеся в прошлом и с каким-то, похожим на сексуальное, возбуждением вспоминавшие, как в далекие 60-е они боролись с коммунистическим режимом; вся же остальная страна, прозябая в нищете, грезила о прекрасном капиталистическом будущем, а о коммунистическом прошлом вспоминать не желала.
Фильму «Ангелы и демоны», снятому по мотивам романа Дэна Брауна, оказалось далеко до скандальности его «брата» – «Кода да Винчи». Однако и его появление тянет если и не на сенсацию, то на очень интересную новость. Ведь после просмотра картины создается впечатление, что скандальный писатель превратился из Савла в Павла, а служители католической церкви в его романах – из демонов в ангелов. За редким исключением.
«Серьезные левые» часто относятся к ситуационизму негативно. С их точки зрения, Ситуационистский Интернационал – горстка анархиствующих философов-сюрреалистов, не стремившихся к созданию сплоченной организации, сомнительными методами распространявшая свои идеи, погрязшая в склоках и бесплодных дискуссиях.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад за четыре года пребывания у власти успел стать знаковой фигурой мировой политики. Для либералов, ведущих политиков США, ЕС и Израиля, а также части левых он – пугало для сторонников и избирателей. Для консерваторов, другой части левых и многих антиглобалистов – если и не предмет для восхищения, то, по крайней мере, политик, достойный уважения. Как бы то ни было, и те, и другие вынуждены учитывать очевидный факт: 12 июня в Иране состоялись президентские выборы, и Махмуд Ахмадинежад стал победителем.
В 1910 году Земля проходила через хвост кометы Галлея. Это мало чем примечательное явление вызвало в обществе настоящую волну истерии: опасаясь наступления конца света, добропорядочные граждане, привыкшие к тихой и мирной жизни, сходили с ума, сводили счеты с жизнью, а то и вовсе пускались во все тяжкие. Европу – и весь остальной цивилизованный мир – захлестнула настоящая волна самоубийств и преступлений.