Сесть за написание ответа побудила меня статья «Новый виток украинской революции». Хотя я и солидаризируюсь с критикой догматического подхода левых по отношению к событиям 2004 года, могу с уверенностью заявить: эти события были чем угодно, но не революцией! Сергей Климовский говорит о революции, но не предъявляет ей никаких конкретных критериев. Массовость – ну тогда и фашистский марш на Рим следует признать революцией, массовое было мероприятие! В революции, если речь о политической революции, главным вопросом является вопрос о власти, причем не о том, какой личности или партии эта власть будет принадлежать, а о том, какой класс завладеет государственной властью в обществе, – иначе это не революция, а банальный coup d'etat. И тут С. Климовский начинает путаться по полной. Он говорит, что бюрократия – отдельный класс. По-моему, это то же самое, что сводить класс капиталистов к статусной группе бизнесменов. Это же ерунда! Надо не по трудовой книжке проверять классовое положение, а по действительному отношению к средствам производства, по месту в системе производства и распределения благ в обществе! И тут «бюрократы» ничем принципиально не отличаются от «обычных» капиталистов. У Климовского же получается, что Турчинова, Тимошенко, Ющенко и прочих достаточно, для того, чтобы политический кризис 2004 года считать революцией.
Немного фактов
Кроме всего прочего, автор демонстрирует явно поверхностное знакомство с украинскими реалиями. Напомню, что началось все не в 2004-м, а в 2000-м… И тогда в протестах участвовала и КПУ, но в 2004-м Симоненко нарушил собственное же постановление не поддерживать во втором туре никого и призвал голосовать за Януковича. В 2007-м СПУ проиграла не потому, что не вышла вовремя из правительства, а потому, что в принципе после выборов 2006-го вошла в коалицию с ПР и КПУ! Откуда взяты данные, что ПР называла себя левоцентристской партией, можно только гадать… В любом случае, это звучит довольно-таки дико… Ну и, конечно, дрейф БЮТ в сторону Социнтерна рассматривать серьезно нельзя – было бы куда дрейфовать! К Блэру-Басрскому, что ли? К Шрёдеру-Ямальскому? Туда «дрейфует» и «Справедливая Россия», что, она от этого станет левой? Она даже партией не станет от этого!
Раз не было революции, то и Вандеи не было! И Донбасс не был Вандеей. Януковича поддерживали там отнюдь не вопреки массовым настроениям, а на их волне! Не стоит забывать, что вся эта коллизия оказалась возможной только потому, что результаты Ющенко и Януковича во втором туре различались очень незначительно, они набрали почти равное количество голосов! Кроме Донбасса, были Луганская, Харьковская, Одесская область, Крым, Запорожье, Херсонщина и Николаевщина – около половины населения Украины поддержало Януковича, как и Ющенко. К тому же Донбасс – хоть и депрессивный, но промышленно развитый регион, по сравнению со многими западными областями. Значит, ни о какой Вандее не может быть и речи.
Массы
Собственно, про участие масс. В статье все крайне преувеличенно. У нас участие масс в политической жизни теперь весьма условно, хотя формально прав на такое участие у украинских масс довольно много. На Западе Украины – да, в 2004 году движение было массовым, даже госадминистрации и советы захватывали, однако из всех забастовок в поддержку Ющенко рабочими было инициировано только две, остальные «протесты» устроили собственники (а там, напомню, была всеобщая «забастовка»). На Востоке же самое «жесткое», что могло быть, – стояние за Януковича на митинге с его участием. Постояли, постояли и разошлись. Ну, еще бутафорский съезд в Северодонецке. На Западе сейчас ситуация принципиально не отличается. Крайне преувеличены слухи о массовых забастовках в Украине. Не помню точно, но, кажется, в 2005 году официально зарегистрировано 8 (!) забастовок по всей стране. Добавьте и то, что сейчас забастовки проводить бессмысленно – кризис, работы нет! Конечно, протесты активизировались, но они носят другую форму, как на ХМЗ, да и массовыми их пока никак не назовешь. Забастовка у нас возможна только тогда, когда по традиции задерживается зарплата, а тут проблема актуальнее для коммунальщиков – отсюда забастовка симферопольских троллейбусников. Упомянута в статье С. Климовского и волна протестов против «уплотнительной застройки» в Киеве. Я сам немного участвовал в этих мероприятиях и могу сказать, что на «волну», что-то там «захлестнувшую», это движение не потянуло. Это была инициатива нескольких десятков левых активистов и нескольких сотен местных жителей. Объектов, которые защищало движение, всего не более двух десятков. То есть движение было важным, значимым, по-своему сильным, но, увы, не массовым.
На завывания же буржуазной прессы я вообще не советовал бы обращать внимания – ей нужны всякие жареные факты, чтобы лучше продаваться.
Революция…
А теперь, если можно так выразиться в нашей ситуации, о хорошем. Мне кажется, что в грядущем десятилетии в Украине, в отличие от России, политический кризис или даже революция очень и очень вероятны! Если в России основной товар на экспорт, сырье, так и остается базой существования политического режима, то в Украине происходит нечто интересное! Теперь сталь и чугун (основная статья экспорта) у нас будут делать не на отечественном, а на американском или австралийском угле! Не случайно у нас строятся угольные терминалы под Одессой (уже первую партию завезли), в устье Днепра, в Севастополе. Что это значит? Сотни тысяч шахтеров пойдут по миру, если не станут захватывать свои шахты! Причем произойдет это резко! А зарплаты шахтеров и металлургов оживляют сельское хозяйство и отрасли обслуживания, создавая спрос на их продукцию! Металлургические магнаты Украины испытывают острое давление со стороны своих российских и китайских конкурентов, значит, и зарплаты металлургов будут снижаться наверняка. И это не единственное проблемное направление!
Уже сейчас идет отток трудовых мигрантов из Европы обратно в Украину: работы и денег у них нет, а жажда и голод, голодные семьи на родине у них есть. Да и сами они становятся «лишними ртами». Если пойдет вторая волна кризиса, то неизвестно, что станет с Украиной в этом плане.
Во время кризиса опасности обесценивания подвергаются сбережения. Опять-таки посмотрим на перспективу второй волны кризиса. Тимошенко уже предпринимала рискованные шаги по заморозке выплат по банковским вкладам, а гривна уже успела подешеветь в два раза. Что будет в случае повторения истории, предсказать сложно. Есть вероятность, что это резко снизит покупательную способность украинских потребителей и ударит по мелкому бизнесу.
Западная Украина – регион скорее сельский, с легкой промышленностью. Соответственно, там больше развивается средний и мелкий бизнес. Он сильнее восточных магнатов зависит от банковских кредитов. Банковские кредиты могут давать только за счет валюты, поступающей со всемирного рынка. И с этим тоже могут возникнуть сложности, тем более что правительство и так наберет кредитов и погрязнет в долгах. Отсюда – осложнение ситуации для Западной Украины.
Не стоит забывать и о противоречиях в господствующем классе. Тут автор совершенно правильно заметил побоище на ликероводочном заводе. И «Криворожсталь» следует рассматривать примерно в этом же ключе. Борьба за собственность идет, хотя и не носит революционного характера. Это может усугубить ситуацию.
Или переворот?
Впрочем, как всегда, следует помнить и о том, что существуют негативные варианты развития событий. Бедствия могут подтолкнуть массы не только к революции. Если, например, Донецкая и Днепропетровская группировки (ПР и БЮТ) поделят власть и собственность и как-то договорятся, то нас наверняка ждет «мягкая диктатура» а-ля Путин / Медведев. Весьма вероятен и бонапартистский или даже фашистский сценарий. По крайней мере, уже очень серьезно у нас пиарятся «харизматичные лидеры» вроде Яценюка, чьи политтехнологи выработали для оформления его агиток откровенно фашизоидную эстетику. Победу ультраправого Тягнибока в Тернополе не стоит забывать. Впрочем, на ближайших выборах, вероятно, ничего не случится, однако на следующих парламентских выборах или на президентских выборах 2015 года может повториться сценарий «оранжевой революции»…
Очень интересным для наблюдателя, но весьма драматичным для участников событий обещает быть сценарий, в котором за переворотом и установлением диктатуры в той или иной форме последует революция. И все-таки пока перспективы диктатуры у нас туманны, как и перспективы революции: неясно, на какой основе объединится господствующий класс. А ведь хваленая украинская демократия – не более чем плод неустойчивого равновесия, сложившегося в буржуазной политике. При ней обычный гражданин может протестовать, устраивать митинги и пикеты, писать в прессу все что заблагорассудится, судиться, но едва ли он сможет повлиять на принятие правящим классом кардинальных решений. Поэтому в каком-то смысле диктатура в Украине уже существует. Возможно, нам остается ждать только того, что она будет снабжена классическими атрибутами вроде систематических репрессий. Но облегчит ли диктатура грядущие бедствия масс? Этот вопрос остается открытым. Видимо, тут только два варианта: или обыкновенная диктатура, поддерживающая либеральное экономическое устройство, консервируется и впоследствии свергается народом (классовый характер возможной революции точно предсказать пока нельзя), или же она эволюционирует в некий бонапартистский или фашистский режим, одновременно ограничивающий произвол олигархии и заигрывающий с массами. Во втором случае перспективы революции очень и очень резко отодвигается. Плохо и то, что пока нет никакой организованной политической силы, способной противостоять развитию такого мрачного сценария.
А вот варианты с разделом Украины представляются маловероятными. Они существуют только в воспаленных умах «пророссийских» украинских идеологов и активистов «русского» движения в Украине (довольно-таки дохлого по численности, если учесть, что в Украине русских как минимум 20 %). Во-первых, территориальные претензии – это позапрошлый век, сейчас есть куда более эффективные способы раздела сфер влияния. Во-вторых, все это обернется для потенциального завоевателя очень масштабной и опасной военной авантюрой, ибо сил, действительно желающих поделить страну, нет. Бюрократия и бизнес Украины и так вполне довольны status quo, а русские и русскоязычные граждане, может, и хотят на словах в Россию, но ничего для этого делать не будут – слишком развилась в них политическая апатия по образцу российской. К Западной Украине и Европе это относится в той же мере.
Так что вариантов развития событий в Украине много, но только в одном я солидаризируюсь с прогнозами и замечаниями С. Климовского: левым нельзя игнорировать массовое движение, надо идти в народ!