Империализм – явление не национальное. В 1914 война началась не потому, что в Германии был империализм, и она напала на хорошие страны. Все участники были империалистами. А сейчас я вижу либо либеральную позицию: хороший весь Запад против империалистической РФ, либо Стас, Ай как просто: хорошая РФ против западного империализма. А вот за то, чтобы рассматривать американский и российский империализм вместе и в контексте, банят и у тех, и других.
В последнее время среди наиболее ортодоксальных марксистов распространилось новое и очень модное оскорбление. Теперь возвышенный ортодокс, увидев недостаточно возвышенного ортодокса, ставит ему неизлечимый диагноз - "левак". Если ещё недавно коммунисты гордо объявляли себя частью "левого движа", то теперь они объявляют себя "марксистским движем", который совершенно отделяется от "левого".
В субботу у Кёльнского собора многолюдно. Горожане спешат по магазинам и на вокзал, а меж тем, на задворках шумных улиц, за вывесками фешенебельных магазинов, левые эмигранты из бывшего Советского Союза собирают свой первый в истории форум.
Левое движение пропитано сектантством, нежеланием в массе своей что-то делать, оторванностью от народа, начётничеством работ МЭЛС и верой всему, что там написано (вместо того, чтобы понимать и относиться критически). Но я бы хотел отметить в этой статье и то, что левые всегда проповедуют изучать каждую конкретную ситуацию и явление в пространстве и времени, чтобы понять, как действовать, как выстроить свою тактику, но сами это они почти никогда не делают. Вопрос о демократизации России раскрывает эту проблему.
Как правило, когда речь заходит о разделе Германии после Второй мировой войны, противники социализма используют сравнение экономик двух Германий как козырную карту. Нам говорят: посмотрите, к востоку от Берлинской стены нет ничего, кроме дефицита, серости и вездесущих агентов Штази. Пожалуй, для человека, не интересующегося темой, ситуация так и выглядит. Однако реальная ситуация в стране «социализма на немецкой земле» обстояла куда сложнее. Данная статья призвана вкратце познакомить читателя с историей экономики ГДР и крупными мазками обрисовать ту ситуацию, которая сложилась в сфере управления народным хозяйством страны на 1980-е годы.
Как недавно заметил Бранко Миланович, существуют некоторые знаменитые книги, идеи которых настолько вошли в ткань социальных наук, что сами книги больше не читаются. Сейчас так можно сказать и о таких книгах, как "Долгий двадцатый век: деньги, власть и происхождение наших времен" (1994) Джованни Арриги. В этой книге Арриги исследует историческое развитие глобального капитализма и циклический подъем и упадок гегемонистских держав.
12 июля 2024 года был опубликован Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, предполагающий реформирование налоговой системы с января 2025 года. Уже довольно много слов было сказано по поводу данной реформы. В очередной раз просматривая грядущие изменения, я задался вопросом: что, если бы налоговая реформа проводилась, например, с оглядкой на опыт европейской социал-демократии?
В наше время развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ, данный термин понимается в статье в самом широком смысле, как любая система, автоматизирующая умственную деятельность) вызывает смешанные чувства у людей. С одной стороны, новые технологии улучшают нашу жизнь. С другой стороны, существуют опасения перед потенциальными последствиями автоматизации и возможным сокращением рабочих мест. Люди боятся, что исчезнут некоторые профессии и первым станет не нужен труд программистов.
События последних двух с половиной лет показали кризис оппозиционных проектов. Начало полноценного международного кризиса российская оппозиция приняла явно не во всеоружии, не сумев мобилизовать серьёзные силы против усилившейся фашизации общества. Это свидетельствует не только о внутренних дрязгах и отсутствии инфраструктуры, но и о том, что российское население не готово объединяться абстрактно против текущего российского руководства.
Прошло всего три месяца после страшной трагедии в Крокусе, и жители России снова подверглись кровавому нападению экстремистов из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). Мы не будем вдаваться в детали, разбирать что должны были сделать власти для упреждения страшных событий. Хотим обратить внимание на более фундаментальные вопросы, связанные с проблемой преступности.
В антикоммунистической атмосфере «холодной войны» выдающиеся либеральные мыслители отказались от амбиций Просвещения о создании общества реальной свободы и равенства. Последствия по сей день сильно искажают политику США. Эта статья представляет собой обзор книги «Либерализм против самого себя: интеллектуалы времен холодной войны и становление нашего времени», автор — Сэмюэл Мойн (Yale University Press, 2023)
Древние греки, изнеженные педерастией и демократическим полисным строем, определяли высшую форму теоретической рефлексии как философию – “любовь к мудрости”. Они считали, что философ не обладает мудростью, что невозможно; он лишь любит её, сознавая и соблюдая почтительное расстояние перед неохватной полнотой знания. До сих пор эта дистанция определяла философию как занятие, обречённое на вечную самокритику, на избавление от нечистой совести.
Сегодня вышла третья серия сериала «Предатели». Считаем, что сериал нельзя считать невероятно успешным, но подмечаем, что сериал был направлен не на захват новой аудитории, а сделан для «своих». Поэтому так много активистов в публичном оппозиционном дискурсе его обсуждают. Но почему это важно?
Я никогда не сомневался, что обсуждать вред копирайта в 21 веке – это как обсуждать, что от солнца на Меркурии жарковато. Но стрим «Антикопирайт в эпоху ИИ / Михаил Вербицкий, Кали Новская» заставил задуматься, насколько всё плохо. На стриме товарищи рассказывали о проблемах, которые создает копирайт для разработчиков искусственного интеллекта (ИИ)
Если все пролетарии будут работать как обычно, а буржуа их как обычно эксплуатировать, если бюрократ будет как обычно перебирать те же бумажки, а генералы так же командовать солдатами, если всё будет стабильно, однообразно, то коммунистическая революция, может, и наступит... А может и нет
С момента старта президентской кампании левые дискутировали по поводу тактики в отношении этой процедуры, имитационный характер которой все из них прекрасно понимали. Однако внезапный и острый интерес к внесистемным антивоенным кандидатам Екатерине Дунцовой и Борису Надеждина показал, что потенциал протестных настроений в стране не так мал, как это представляет хорошо оплаченные рупоры кремлевской идеологии