«Красный» закат…
Наверное, в последовавшие за крушением СССР десятилетия на его бывших просторах, да и во всей Восточной Европе, не было правителя, столь рьяно критиковавшего Запад и его либеральные ценности, как президент Беларуси Александр Лукашенко. Если противники Лукашенко из стана западных «демократий» изначально окрестили главу белорусского государства «последним диктатором Европы», то некоторые его симпатизанты парировали их нападки, перекрестив Александра Григорьевича в «последнего антиимпериалистического диктатора Европы». И действительно, стороннему наблюдателю, судившему по официальной риторике, Беларусь в первые годы правления Лукашенко действительно могла показаться этаким «заповедником коммунизма». Однако обилие квазисоветской атрибутики и соответствующей демагогии не должны было вводить в заблуждение тех, кто не заморачивался ни либеральными догмами, ни ностальгическими миражами а-ля СССР, а стремился объективно рассмотреть ситуацию.
А ситуация в Беларуси складывалась такая же, как и везде. Здесь тоже шел процесс приватизации, только куда более ползучей, чем у соседей, и почти исключительно номенклатурной. Наверное, символом процесса могло стать пресловутое белорусское болото, «дрыгва» – бюрократическая трясина, которая медленно, но верно поглощала и переваривала бывшую общенародную собственность (кстати, белорусский флаг – красное над зеленым – злые языки интерпретируют как «закат над болотом»). При этом белорусское государство ничуть не меньше своих прибалтийских или причерноморских соседей стремилось к укреплению своего суверенитета. Только делало это более тонко, в том числе опираясь под флагом бесконечной «союзной интеграции» на экономическую и политическую помощь России.
Более того, пресловутая «белорусская модель» – внешне довольно антилиберальное авторитарное государство, до последнего времени жестко блокировавшееся с Россией – и сформировалась именно для реализации двух вышеуказанных задач – удержания собственности и суверенной власти в руках национальной белорусской номенклатуры. Как это ни парадоксально, но все эти «антирыночные» и «интеграционные» усилия белорусского истеблишмента служили прямо противоположным целям.
К суверенитету – через «интеграцию»
Во-первых, такой специфический имидж поддерживался режимом из популистских соображений – и долгое время был посланием не только белорусскому, но и российскому избирателю. Сейчас же в силу ряда причин актуальность этой экспансии в российское электоральное пространство уже исчезла. Во-вторых, знаменитая «шоковая терапия» и прочие подобные решения в условиях специфического геополитического положения Беларуси были небезопасны. Откровенная либерализация, как экономическая, так и политическая, на фоне еще недостаточной консолидированности белорусской бюрократической элиты и низкой управляемости общества, в то время могла привести к трудно прогнозируемым последствиям. Поэтому всякая «демократизация» и вызвала у белорусской посткоммунистической правящей верхушки столь настороженную реакцию. Слишком велик был риск потери контроля над ситуацией в результате прямого проникновения капитала как с Запада, так и с Востока. Неискушенной в публичной политике номенклатуре бросали серьезный вызов профессиональные демократические политики, формовавшиеся на основе национальной интеллигенции. Однако в результате ловкой «интеграционной» политики «риски с Востока» были минимизированы и даже обращены во благо. С публичной же политикой было быстро покончено, а всех ее представители отправили в загон, на котором официальная пропаганда водрузила табличку «Оппозиционеры-отморозки». А перед носом не успевшего сориентироваться Запада был задернут «железный занавес». Нет, на занавес это, вообще-то, не тянуло, так, жестяная «занавесочка». Но шума и пыли эта занавесочка производила много.
Финансовый «антихрист»
Тогда же белорусские СМИ, в лучших традициях старого доброго времени не уставали разоблачать происки коварного Запада, тянущего к молодой «синеокой» республике свои липкие руки… «Агрессивный расширяющийся блок» (своеобразная ассоциация!) – это НАТО, «международные финансовые воротилы и спекулянты» – только так тогда именовали МВФ и Всемирный банк. Все бы эти замечательные характеристики были бы, конечно, абсолютно справедливы, если бы исходили из уст утопистов-антиглобалистов, а не от послушно-официозных белорусских изданий и телеканалов. Ведь как любил замечать Остап Бендер: «А кто это там говорит? Может быть, это говорит граф Толстой?» Нет, на лавры Льва Николаевича в белорусских СМИ, весьма хорошо понимающих свою куда более приземленную роль, никто не претендует. Но Александр Григорьевич недавно чуть не попал в ситуацию, подобной той, в которой во времена «Войны и мира» оказался царь Александр I, его тезка, а в каком-то смысле даже и предшественник: некоторые особо рьяные поклонники Александра Григорьевича в свое время выступали на госрадио с предложением величать его не иначе, как «Александром IV, собирателем земель русских». Так вот, царь Александр, ведя свои первые войны с Наполеоном, велел со всех церковных амвонов величать Бонапарта не иначе как «антихристом». А когда после Аустерлица и прочего царю пришлось в Тильзите пожимать «антихристу» руку, случился небольшой конфуз…
Вот и ныне небольшой, но гордой Республике Беларусь после экономического «Аустерлица» приходиться протягивать руку «финансовому антихристу» – МВФ. Впрочем, этот тайный для непосвященных «роман» длится уже достаточно долго…
Первые свидания, «ранние рыдания»…
Беларусь вступила в МВФ 10 июля 1992 года, на пике первой волны рыночных реформ. Приход к власти Александра Лукашенко открыл период характерной популистской политики, в том числе и в экономической области. Однако все это поначалу все же не привело к свертыванию отношения с важнейшим институтом экономической глобализации. Беларусь трижды использовала ресурсы МВФ: в 1993 году, когда получила 70 миллионов долларов и после установления жесткой системы президентского правления, и в 1995 году – два кредита, в 196 миллионов и в 70 миллионов долларов соответственно. Однако инфляционный тип финансовой политики, проводимый Национальным банком, сильное госрегулирование, крайне осторожное отношение к приватизации крупнейших предприятий (по вышеизложенным причинам!) и прочие особенности белорусской модели бюрократического капитализма привели в скором времени к охлаждению отношений между Беларусью и МВФ. В 2004 году, как заявило белорусское правительство, финансовая помощь от МВФ была приостановлена. Обе стороны решили ограничиться только техническим сотрудничеством (в области государственных расходов, казначейства, налоговой и таможенной службы, банковского надзора и организации центрального банка, и т.д.). Объединенный Венский институт МВФ проводил также обучение для высших должностных лиц Беларуси в области финансовой политики.
Однако неумолимая логика рыночных отношений влекла белорусскую правящую элиту в том же направлении, что и всех остальных. Вела туда, где дают деньги, и в большем количестве – то есть к международным финансовым институтам. Особый импульс этому движению придал переход России в отношении Беларуси на более прагматическую основу. Эти изменения произошли после того, как российское руководство, отойдя от братской риторики, окончательно поняло, что Лукашенко не только не собирается строить на деле союзное государство, но не хочет даже делиться активами сколько-нибудь ценных предприятий.
Европа нам поможет?
В итоге в Беларуси после четырехлетнего перерыва была восстановлена должность постоянного представителя МВФ. 6 апреля 2009 года к работе в этом качестве приступила Наталья Колядина. Белорусские власти и ранее обращались к МВФ с просьбой о восстановлении представительства, но окончательное решение об этом было принято после подписания в январе 2009 года соглашения по программе «стэнд-бай», согласно которой республика должна была получить кредитов на 2,46 миллиардов долларов. Миссию фонда в Беларуси возглавил Кристофер Джарвис. 3–10 марта 209 года Беларусь посещала делегация МВФ во главе с управляющим директором фонда Домиником Стросс-Канном.
Вообще же новый, 2009 год начался для Беларуси под знаком жесткой монетаристской политики, «прописанной» фондом. 3 января 2009 года белорусский рубль был девальвирован на 20 % – в полном соответствии с требованиями МВФ. По мнению экспертов, экономика Беларуси давно работала в режиме «перегрева» – и ее принялись «остужать». Составленное в декабре-январе соглашение предполагало снижение господдержки банков. МВФ также приветствовал отмену белорусским правительством института «золотой акции», состоявшуюся в марте 2008 года.
Декабрьское соглашение между МВФ и белорусским правительством предусматривало также очередное сокращение социальных «издержек», в том числе прямое сокращение заработной платы. Что белорусские власти и принялись незамедлительно претворять в жизнь, ссылаясь, конечно, на «объективные» трудности, порожденные глобальным экономическим кризисом. Сегодня по всем белорусским предприятиям и учреждениям идет кампания, в ходе которой работникам приходится подписывать уведомления о своем «добровольном» согласии с сокращением заработной платы на 20 % «в связи с существенными изменениями условий труда». В случае несогласия работника, прямо в уведомлении, предупреждают о немедленном расторжении трудового контракта.
Подписанное в декабре соглашение должно гарантировать также либерализацию в банковской сфере – полную приватизацию «Белинвестбанка» и «БПС-банка» и частичную – «Белагропромбанка» и «Беларусбанка», основного банковского учреждения республики.
Как «мягко постелить» жесткий монетаризм
Однако сегодня Беларусь приняла и еще одно требование МВФ по приватизации, дополнительное по отношению к документам, подписанным в декабре 2008 года. В соответствии с ним контрольные пакеты акций основных предприятий могут быть проданы уже в феврале следующего года. По крайней мере, до 10 февраля должны быть выставлены на продажу первые пять крупнейших предприятий. Февраль – своеобразный «контрольный срок» именно потому, что в этом месяце должен быть перечислен последний транш кредита в рамках вышеупомянутой программы «стэнд-бай».
Международные финансовые деятели оценивают поведение белорусского правительства оптимистически. «Проводимая в Беларуси макроэкономическая и финансовая политика соответствует программе “стэнд-бай”, – заявлено в сентябрьском пресс-релизе МВФ. – Все качественные критерии реализации программы, установленные на конец июня, были выполнены». Этот обзор констатирует также и успехи белорусских властей в подготовке создания Агентства по приватизации, которое и составит перечень первых пяти крупнейших предприятий, подлежащих продаже. К тому же в сентябре правительство должно направить в парламент проект Закона «О приватизации».
Если говорить подробнее о «стэнд-бае», то МВФ в январе 2009 года принял решение о выделении Беларуси кредита в размере 2,46 миллиарда долларов. Тогда же был выделен и первый транш в размере 776 миллионов. В июне, отметив, что бывший чуть ли не «коммунистический режим» вполне исправно выполняет строгие монетаристские условия, МВФ решил дать ему еще 679 миллионов. А общую сумму кредита увеличить еще на 1 миллиард долларов и довести ее в целом до 3,5 миллиардов. В октябре состоится ежегодная встреча МВФ и Всемирного банка, после которой исполнительный совет директоров МВФ должен рассмотреть завершение второго обзора и выделить Беларуси очередной транш в 683 миллионов долларов. Таким образом, в этом году Беларусь «подсядет» сразу на 2 миллиарда «зеленой» инвалюты. Как говорится, долг платежом красен, но этот вопрос остается пока то ли риторическим, то ли чисто эстетическим…
25 августа в Минской гостинице «Европа» Нацбанк РБ и МВФ провели совместный семинар. В нем приняли участие глава Нацбанка Петр Прокопович, первый вице-премьер Андрей Кобяков, а также заместитель главы администрации президента, курирующий экономические вопросы. С противоположной стороны присутствовали директор Европейского департамента МВФ Марек Белька, бывший премьер-министр Польши, а также исполнительный директор Всемирного банка и поспешивший к ним присоединиться «чикагский мальчик» Ярослав Романчук, воинствующий теоретик неолиберализма от правой части белорусской оппозиции. МВФ и Всемирный банк «высоко оценили» успехи Беларуси на пути построения рыночной экономики неолиберального типа и высказались за развертывание очередной программы сотрудничества. Сенсацию произвел главный белорусский банкир Петр Прокопович, высказавшийся за дальнейшее углубление экономической либерализации и, самое главное, заявивший, что «политическое решение» по этому поводу уже принято. Понятно, кем – «политические решения» в Беларуси принимаются только одним человеком…
Таким образом, сегодня, прежде всего в целях удовлетворения экономических интересов правящей белорусской элиты, на фоне ускорившихся процессов приватизации и экономической либерализации разворачивается процесс сближения Беларуси с Западом, в первую очередь с его финансовыми институтами. Почувствовав совместный экономический интерес, европейские деятели и белорусские высшие чиновники активизировали сотрудничество, отбросив за ненадобностью разглагольствования: первые – о «правах человека», вторые – о «международных финансовых воротилах». Но не рано ли отбросили? У первых еще будет шанс столкнуться с нарушением прав, причем не только отдельно взятого человека (западным политикам тоже, кстати, не очень интересного), но с нарушениями «прав» и интересов своих корпораций. А у вторых – еще более серьезные шансы ощутить на себе мягкую и ненавязчивую силу щупалец не пропагандистских, а реальных финансовых спрутов, коими на самом деле и являются МВФ и Всемирный банк.