Действие самих известных советских фильмов и спектаклей 1930-х годов происходило на производстве. Даже если они были посвящены спортсменам. Действие фильмов и спектаклей 1970-х годов – в НИИ. Даже если они рассказывали о колдунах и магии. Игра актеров в 2000-х все чаще переносит зрителя в офис. Даже если это спектакль о радио.
Отношение к жанру мультипликации как к чему-то несерьезному давно уже кануло в Лету. Мультфильмы научились разговаривать на языке «большого кино», а некоторые из них по своей выразительности переплюнули старшего брата. Сравнительно недавний прорыв в области 3D-анимации пробудил интерес к этому жанру у массового зрителя, что подтверждается уровнем бюджета и кассовых сборов особенно удачных проектов. Вот и вышедший на днях «ВАЛЛ-И» («WALL-E») ворвался на первые места в кинорейтингах. С чем связан этот успех и заслужен ли он? Или первый ажиотаж вокруг мультфильма стихнет, и зритель посмотрит на него более внимательным взглядом?
Политический обозреватель, берущий интервью у героя – это в порядке вещей. Политический журналист, сам ставший героем интервью – это уже определенный знак качества. Ну, а интервью с политическим обозревателем, растянувшееся на 413 страниц и изданное 26 лет спустя в другой стране – событие вообще исключительное. Ведь издатели должны быть уверены, что это будут читать. В «Пристрастном зрителе», действительно, есть что почитать. Раймон Арон – видный французский философ, социолог и политический обозреватель ряда крупных изданий. В декабре 1980 года журналисты Жан-Луи Миссика и Доминик Вольтон взяли у него обширное интервью о событиях, участником или свидетелем которых он был, а также о тенденциях развития того времени.
Кинокомпания HBO, известная в России, как производитель сериалов «Секс в большом городе» и «Клиент всегда мертв», несколько лет назад решила замахнуться на полотно исторического масштаба. Телезрителям был представлен сериал «Рим», посвященный падению республики и установлению принципата (фактической самодержавной власти императоров) в «вечном городе» и его провинциях.
В прогремевшей в декабре 2007 года комедии «День выборов» и в широко известном в театральных кругах спектакле «День радио» есть эпизод с участием «дуэта авторской песни «Двое против ветра»». Начинается песня двух «геологов» с романтических мотивов: «За окном пролетает снежинка, как огромный седой вертолет….» Но чем дальше «барды» втягиваются в ее исполнение, тем более эмоциональными и агрессивными они становятся, в конце концов заявляя: «Не понять вам, живущим в квартирах, пидарасам, студентам, жидам, тех красот настоящего мира, где бродить только нам, мужикам!»… При чтении книги Виктора Фридмана «Социалистические штаты Америки. Дежа-вю, Или Новые песни о старом» вспоминается именно эта, вовсе не старая песня.
Обращаясь к книгам о зарубежных странах, читатель (если только он не руководствуется чисто научным интересом) хочет погрузиться в новый для него мир, оказаться «на другой планете» – хотя бы ненадолго. Бывает, однако, что за экзотическим и непривычным фасадом угадывается что-то до боли знакомое. Неожиданно ощущаешь, что попал в «параллельную Россию». Различия, конечно, есть, но и сходство очевидно. Это сходство может умилять, но может и пугать – вот он, путь, на который твоя страна, к счастью, не встала, не дай Бог, может встать в будущем или это тупик в конце пути, по которому страна уже идет.
Еще в 2006 году в издательстве «Европа» вышла книга журналиста Павла Данилина «Новая молодежная политика 2003–2005». Прошло время, но и сегодня она занимает почетное место в политологических отделах книжных магазинов. Внимание привлекает уже название книги: почему автор выбрал для анализа именно этот этап истории российского молодежного движения? Ответ, видимо, таков: именно в это время интерес экспертов и СМИ к молодежной политике в России был очень высоким. Правда, спровоцировали этот интерес не столько сами «молодежки», сколько «оранжевые» революции в странах СНГ, где молодежь сыграла определенную (часто завышаемую в пиар-целях) роль. В результате экспертная и журналистская общественность почувствовала необходимость системного анализа вопроса, более глубокого, чем репортажи о молодежных акциях.
Всякая рецензия на книги Роя Медведева рискует не успеть за этим автором, отличающимся исключительной плодовитостью. Каждая новая книга Медведева практически следует сразу за событием, если не опережает его. Последний пример – книжка с названием «Дмитрий Медведев – Президент Российской Федерации», уже активно продающаяся во всех крупных книжных магазинах Москвы. Эта особенность Роя Медведева в последние годы не раз заставляла предъявлять ему обвинения в политической конъюнктуре, поверхностности изложения и недобросовестности анализа. Тем не менее, не вдаваясь в оценку общей эволюции общественно-политических взглядов историка, необходимо помнить ту значимую роль, которую Рой Медведев сыграл в диссидентском движении, на протяжении многих лет оставаясь одним из ключевых публицистов советского самиздата.
Как сделать стандартный антиглобалистский фильм? Это не так уж трудно. Достаточно нарезать как можно больше видео демонстраций протеста, сцен полицейского насилия, процитировать субкоманданте Маркоса, Фиделя и показать несколько отталкивающих проявлений капитализма: например, секс-куклы, яростные крики Стива Балмера, CEO Microsoft и (обязательно!) Джорджа Буша с его очередными нетленками. В итоге имеем достаточно крепко и живо снятую документалку, которая неплохо выполняет свои основные функции: агитаторскую и информационную. Фильм с удовольствием посмотрят левые и им сочувствующие, а иногда увиденное затронет и неискушенного зрителя. Но даже у самых крупных и достаточно талантливых проектов, таких как, например, «Четвертая мировая война», есть один серьезный недостаток: они не отвечают на вопросы «Что делать?» и «А что вы предлагаете?», особенно если такие вопросы задают зрители из более-менее благополучных стран.