Любое художественное явление в своей основе социально. Возникает новое поколение художников, которые в своем опыте пытаются оттолкнуться от предшествующего культурного явления. В этом заключается органика нового художественного явления. Прошедшая недавно 1-я Московская биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» является в этом смысле симптоматичным примером. Узко поставленные тематические рамки здесь не только не позволяют "раскрыть тему", но и вовсе этому препятствуют.
В Москве, в выставочном комплексе «Фабрика» (Переведеновский пер., 18) открылась выставка, в подготовке которой принимали участие члены движения «Вперед».
Действие самих известных советских фильмов и спектаклей 1930-х годов происходило на производстве. Даже если они были посвящены спортсменам. Действие фильмов и спектаклей 1970-х годов – в НИИ. Даже если они рассказывали о колдунах и магии. Игра актеров в 2000-х все чаще переносит зрителя в офис. Даже если это спектакль о радио.
Отношение к жанру мультипликации как к чему-то несерьезному давно уже кануло в Лету. Мультфильмы научились разговаривать на языке «большого кино», а некоторые из них по своей выразительности переплюнули старшего брата. Сравнительно недавний прорыв в области 3D-анимации пробудил интерес к этому жанру у массового зрителя, что подтверждается уровнем бюджета и кассовых сборов особенно удачных проектов. Вот и вышедший на днях «ВАЛЛ-И» («WALL-E») ворвался на первые места в кинорейтингах. С чем связан этот успех и заслужен ли он? Или первый ажиотаж вокруг мультфильма стихнет, и зритель посмотрит на него более внимательным взглядом?
Политический обозреватель, берущий интервью у героя – это в порядке вещей. Политический журналист, сам ставший героем интервью – это уже определенный знак качества. Ну, а интервью с политическим обозревателем, растянувшееся на 413 страниц и изданное 26 лет спустя в другой стране – событие вообще исключительное. Ведь издатели должны быть уверены, что это будут читать. В «Пристрастном зрителе», действительно, есть что почитать. Раймон Арон – видный французский философ, социолог и политический обозреватель ряда крупных изданий. В декабре 1980 года журналисты Жан-Луи Миссика и Доминик Вольтон взяли у него обширное интервью о событиях, участником или свидетелем которых он был, а также о тенденциях развития того времени.
Кинокомпания HBO, известная в России, как производитель сериалов «Секс в большом городе» и «Клиент всегда мертв», несколько лет назад решила замахнуться на полотно исторического масштаба. Телезрителям был представлен сериал «Рим», посвященный падению республики и установлению принципата (фактической самодержавной власти императоров) в «вечном городе» и его провинциях.
В прогремевшей в декабре 2007 года комедии «День выборов» и в широко известном в театральных кругах спектакле «День радио» есть эпизод с участием «дуэта авторской песни «Двое против ветра»». Начинается песня двух «геологов» с романтических мотивов: «За окном пролетает снежинка, как огромный седой вертолет….» Но чем дальше «барды» втягиваются в ее исполнение, тем более эмоциональными и агрессивными они становятся, в конце концов заявляя: «Не понять вам, живущим в квартирах, пидарасам, студентам, жидам, тех красот настоящего мира, где бродить только нам, мужикам!»… При чтении книги Виктора Фридмана «Социалистические штаты Америки. Дежа-вю, Или Новые песни о старом» вспоминается именно эта, вовсе не старая песня.
Обращаясь к книгам о зарубежных странах, читатель (если только он не руководствуется чисто научным интересом) хочет погрузиться в новый для него мир, оказаться «на другой планете» – хотя бы ненадолго. Бывает, однако, что за экзотическим и непривычным фасадом угадывается что-то до боли знакомое. Неожиданно ощущаешь, что попал в «параллельную Россию». Различия, конечно, есть, но и сходство очевидно. Это сходство может умилять, но может и пугать – вот он, путь, на который твоя страна, к счастью, не встала, не дай Бог, может встать в будущем или это тупик в конце пути, по которому страна уже идет.
Еще в 2006 году в издательстве «Европа» вышла книга журналиста Павла Данилина «Новая молодежная политика 2003–2005». Прошло время, но и сегодня она занимает почетное место в политологических отделах книжных магазинов. Внимание привлекает уже название книги: почему автор выбрал для анализа именно этот этап истории российского молодежного движения? Ответ, видимо, таков: именно в это время интерес экспертов и СМИ к молодежной политике в России был очень высоким. Правда, спровоцировали этот интерес не столько сами «молодежки», сколько «оранжевые» революции в странах СНГ, где молодежь сыграла определенную (часто завышаемую в пиар-целях) роль. В результате экспертная и журналистская общественность почувствовала необходимость системного анализа вопроса, более глубокого, чем репортажи о молодежных акциях.