Прошедшие новогодние праздники оказались в России едва ли не самыми спокойными за последние несколько лет. Газовый конфликт с Украиной, ставший почти такой же новогодней традицией, как салат «Оливье», в этом году заменили «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой в Незалежной. Об экономическом кризисе все как-то забыли, а до ближайших выборов нового преемника или перевыборов старого пока еще далеко. Однако вслед за новостными программами довольно постным оказался и развлекательный эфир на новогоднем ТВ, явно не отвечавший представлениям многих зрителей о том, как телеэкран должен реагировать на историческое событие под названием «конец нулевых». В итоге, блоги и форумы рунета переполнены жалобами на «кризис новогоднего телевидения». А особенно смелые авторы утверждают, что «ТВ-кризис» – только отражение кризиса самого новогоднего праздника.
Квартирная выставка «Свободы!» – инициатива молодых художников, которым отказали показать свои работы на дипломной студенческой выставке. Действительно, прецедент отказа стал повседневностью для современного искусства последних лет. Скандалы вокруг выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство» были своего рода сигналом более тревожной симптоматики неолиберального «самоцензурирования». С другой стороны, возросло число нарочито провокативных работ и проектов, которые неожиданно стали приписывать себе политический смысл. Любой повод отказа стал восприниматься как акт цензуры. Эта парадоксальная ситуация выводит нас на более широкую проблему отсутствия четкой и артикулированной позиции художника и погружает в топологию современной неолиберальной биополитики.
Слово «модернизация» стало при осваивающимся в президентском кресле Медведеве таким же модным понятием, как «нанотехнологии» при позднем Путине. Поэтому неудивительно, что первый в 2010 году номер журнала «Эксперт» оказался посвящен истории попыток модернизации, предпринимавшихся в разные эпохи в разных странах мира. Как ни странно, это либеральное издание поставило под сомнение многие либеральные же мифы об экономических и политических реформах.
В свое время об Адаме Грине говорили и писали достаточно. За свои неполные 30 лет он, кажется, успел очень много: был членом довольно-таки знаменитой группы The Moldy Peaches, принял участие в движении анти-фолк (и даже стал главным его представителем), довольно быстро нашел свой собственный, уникальный стиль и записал шесть сольных альбомов, каждый из которых вызвал достаточно широкий резонанс. Недостатка во внимании Адам Грин не испытывает: его часто приглашают на радио или телевидение, о нем не забывают ведущие музыкальные издания и интернет-ресурсы, а в Германии, где он одно время был популярнее, чем в родной Америке, о нем вышло несколько книжек. Благо, писать есть о чем. В конце концов, не так и часто на инди-сцене, которая с каждым годом становится все однообразнее и унылее, появляются персонажи вроде Адама Грина, возродившего образ музыканта-бунтаря 60–70-х.
Всем известна притча о слепцах, которые, ощупывая слона с разных сторон, пытались дать «авторитетное заключение», как же выглядит этот зверь. Однако сюжет древней притчи можно и развить. Как вы смотрите на то, чтобы мнение о слоне высказывали люди, не только не видевшие, но даже не щупавшие слона вблизи? Коллеги средневековых схоластов, которые хотят понять, как же выглядит зверь и среда его обитания, следуя лишь абстрактным умозаключениям. «Индия – это страна, где живут одни плешивые люди», – сразу же вспоминаются положения «не древней, а единственно правильной» науки Старика Хоттабыча.
Состоявшийся 17 января 2010 года первый тур выборов президента Украины привлек гораздо меньше внимания зарубежной прессы, чем аналогичные выборы более пяти лет назад – даже среди журналистов многих постсоветских республик. Пытаясь делать обобщения и стратегические выводы, авторы статей останавливались в основном на разочаровании украинцев в «идеалах Майдана» и на украино-российских отношениях.
Конец света – это новый продукт, который мы потребляем в кинотеатре вместо обычного поп-корна. Сегодня на просторах сети можно наблюдать, как панический страх проникает в сознание юзеров. Одно из поверий последнего времени – конец света наступит через три года, а именно в 2012 году. Это вызвало волну эсхатологических дискуссий как среди пользователей Живого журнала, так и вообще в интернете.
Отрадно, что в современной России идет возрождение почти уж почившего в бозе жанра документального фильма. Не телепередачи, а полноценного идейно-художественного, которое даже может выйти в прокат, как рецензируемое здесь произведение. Я лично помню только советские программы телепередач в газетах, где тут и там пестрила надпись «док. фильм», и наверно со времен последнего показа по ТВ «Обыкновенного фашизма» в конце 80-х этот жанр кинематографа отошел глубоко в маргиналии. И вот – возрождение. Виталий Манский, основатель студии документалистики, названной в честь непревзойденного Дзиги Вертова, снял в первые годы XXI века трилогию о Горбачеве, Ельцине и Путине, а затем – скандальную историю «Анатомия “Тату”».
Как и ожидалось, первый тур президентских выборов на Украине не ознаменовался особыми сенсациями. На момент написания этой статьи, по данным пресс-службы Центральной избирательной комиссии Украины, после обработки 80,27 % протоколов участковых избирательных комиссий лидирует Виктор Янукович, получивший 35,76 % голосов избирателей. Второе место занимает Юлия Тимошенко – с 24,72 % голосов. За ними следуют Сергей Тигипко – 13,05 %, Арсений Яценюк – 6,96 %, Виктор Ющенко – 5,33 %, Петр Симоненко – 3,56 %, Владимир Литвин – 2,34 %, Олег Тягнибок – 1,42 %, Анатолий Гриценко – 1,2 %, Инна Богословская – 0,42 %. Не поддержали ни одного из кандидатов 2,21 %.