Специфика неофициального искусства стран бывшего соцблока не может быть исчерпана «антисоветизмом». Сегодня такое понимание проблемы кажется грубым и недальновидным. Человека, живущего в обществе, в котором его профессии не существует, делает художником история культуры. Индивидуальная критическая практика, включающая не только политические позиции, но и большой неакадемический опыт, рождает настоящие революционные художественные открытия, авангард.
Художник Йиржи Кованда принадлежит пражской художественной сцене, являясь одним из важных чешских художников-концептуалистов. Укорененная в локальном политическом и культурном контексте, работа Йиржи Кованды может быть при этом прочитана универсально. Его искусство интимно и публично одновременно. Не получивший специального художественного образования, Кованда имел принципиальную установку на практику и получение непосредственного опыта. С конца 70-х он работает не просто как художник, ищущий новые художественные способы самовыражения против общественных норм и стандартов, но и как активный субъект общественной истории.
Акции Йиржи Кованды минималистичны, редуцированы до простейшего жеста. Они могут происходить где угодно — в пространстве города, выставки, собственной комнаты. Художник насыпал маленькие горстки сахара и соли в городском закоулке, натягивал нитку посреди комнаты, вставлял кружочки печений в выщербленные под них отверстия в штукатурке городских стен, закладывал в кирпичную кладку сосиску… Или, например, ходил по периметру зала, тесно прижимаясь к стене, на глазах у публики, расположившейся в центре; проходил сквозь группу стоящих в коридоре людей, предварительно закрыв глаза руками; знакомился с девушкой на глазах у приглашенных на акцию друзей и т.д.
Город, присутствие в нем, коммуникация его жителей, или ее отсутствие — темы, которые художник разрабатывал в бесчисленном количестве акций. Например, в «Я прячусь» 1977 года художник прячется и укрывается в разных нишах и углах города — рядом с ни о чем не подозревающими прохожими. Всё это документирует фотограф. В одной из других акций фотограф должен был поймать момент встречи взглядов художника, ехавшего на эскалаторе задом наперед, и стоящего перед ним на эскалаторе случайного прохожего. В этот же день 3 сентября 1977 года состоялась акция «Контакт»: на фото запечатлены моменты как будто случайных соприкосновений художника с прохожими на улице.
Интервенции Йиржи Кованды незначительны, они не атакуют. Это не провокация, не героическая конфронтация. Его микроинтервенции показывают, как на секунду меняется привычный порядок вещей. Обычный сахарный кубик вынимается из привычной среды и переносится в пространство города, где из таких же кубиков, по известным классическим методам, собирается небольшая пирамида. Минималистская скульптура здесь происходит не из абстрактного измерения, а из конкретного сдвига привычного положения предметов.
В своей работе Кованда иронично затрагивает разные художественные традиции, будучи прекрасно с ними знаком и пародируя их язык, как бы говоря о них заново, уже от себя лично. Обо всех акциях нам известно по фотодокументам, которые всегда сопровождаются личными комментариями: «Я организовал встречу нескольких друзей… мы стояли небольшой группой, разговаривали… вдруг я побежал в сторону; я промчался через всю площадь и исчез на улице Мелантрих…»
Забегая вперед, Йиржи Кованда продолжает делиться своим чувствованием нового. Осенью 2009 года художник участвовал в выставке молодых кураторов и художников в параллельной программе Московской биеннале, работает со студентами в Чешской художественной академии. К сожалению, в России о нем мало публикаций, рекомендую читателям беседу о чешском концептуализме, опубликованную в «Художественном журнале».