ПRОЕКТ_FAБRИКА – единственная площадка современного искусства в Москве, на территории которой сосредоточено промышленное производство и маленький цех работников культурной индустрии. Удивительно, но очень долгое время такое соседство замалчивалось: на него не обращали внимания художники и кураторы, которые делали здесь свои проекты, его предпочитали обходить стороной сами рабочие, затаившие обиду на новых захватчиков территории. Парадоксальное сосуществование этих двух сфер производства в одном пространстве только в последнее время стало предметом размышлений приглашенных кураторов, художников и как следствие, работников выставочного отдела и самих рабочих.
Первым проектом, который попытался проблематизировать это странное соседство, была прошлогодняя выставка «Машина и Наташа», день закрытия которой совпал с демонтажем грунтовальной машины. Специальной частью проекта стал круглый стол о нематериальном труде, организованный куратором Арсением Жиляевым. Дискуссия выстраивалась вокруг проблемы промышленного производства в период постсоветских модернизационных процессов.
К юбилею площадки организаторы и сотрудники выставочного отдела снова решили поднять наболевшую тему и, более того, сделать ее центральной для целой серии выставок. Практически одновременно на территории Фабрики открылось сразу несколько новых проектов. Наиболее интересным, с точки зрения поставленной проблемы, представляется проект «Фабрика: частный случай» художниц Элеонор де Монтескью, Романы Шмалиш и Ольги Юргенсон. Экспозиция состоит из серии видеоработ и видеоинсталляции.
Выставка представляет результаты исследований, которые проводились на территории действующих фабрик. Принципиально отказываясь от куратора, художницы сами выступили в качестве авторского коллектива, сосредоточиваясь на анализе трансформаций производственных отношений. Каждый проект был реализован на территории постсоветского пространства, где в наиболее утрированном и уродливом виде проявляются негативные влияния рыночной экономики.
Важной частью выставки является проект «Кренгольмская текстильная мануфактура», который состоит из двух видеоработ, видеоинсталляции и специально созданной для выставки газеты, где Элеонор де Монтескью и Романа Шмалиш опубликовали интервью, архивные материалы и фотографии. Газета суммирует результаты двух проектов «Кренгольмская текстильная мануфактура» и «Красное знамя», являясь, таким образом, частью более комплексного исследования. Ее материалы встраиваются в логику выставки и раскрываются через экспозиционную драматургию. Видеоинсталляция Элеонор де Монтескью основана на кадрах хроники нарвской фабрики и архивных фотографиях разных лет, которые чередуются с фотографиями современных видов фабрики. Видео проецируется на рекламный баннер «ПRОЕКТ_FAБRИКА», пересекая пространства культурной индустрии и зону разлагающегося промышленного производства. «Кренгольмская текстильная мануфактура» находится на территории Эстонии в городе Нарва. Фабрика пережила классическую историю травмы приватизации 1991 года: сокращение объемов производства, закрытие цехов, массовые увольнения, бесконечные смены руководства, в результате чего уже многие годы фабрика находится на грани банкротства, а Нарвский регион – в состоянии обнищания. Видео Элеонор де Монтескью рассказывает зрителю эту драматическую историю: черный экран с титрами, транслирующими интервью рабочих, переходит в статичные кадры их портретов.
Аналогичная ситуация произошла и с фабрикой «Красное знамя». Особый интерес Романы Шмалиш вызвал факт сосуществования на территории фабрики промышленного производства и «креативной» индустрии, которую развивает здесь новый владелец здания. Руинированный, находящийся в полуаварийном состоянии памятник авангардистской архитектуры фабрика «Красное знамя» продается под брендом культурной ценности. В интервью художнице новый хозяин рассказывает о своих планах переоборудования помещения в бизнес-центр и музей современного искусства. Рассказ разворачивается на фоне полуразрушенных помещений, которые чередуются с кадрами, снятыми из его роскошного кабинета.
Видеоработа Ольги Юргенсон представляет собой реди-мейд: караоке-запись хита «Go West», перебивающуюся целой серией портретов эстонских рабочих мясоперерабатывающей фабрики, которые в стремлении к светлому будущему отправились на заработки в Великобританию.
Другая видеоработа Элеонор Де Монтскью «Металл» полностью сфокусирована на образе рабочей металлургического завода. На фоне черного экрана, сопровождающегося титрами, рассказывается история персонального опыта работы женщины на заводе. Художница вставляет в видео перебивки – портреты героини, неожиданно вклинивающиеся в сухую стилистику черного экрана. Тяжелый физический труд, отмечает рассказчица, обнажает гендерное неравенство, поскольку конституция женщины физиологически отличается от конституции мужчины. В процессе работы женское тело претерпевает значительные трансформации: появляются мускулы, изменяется фигура – так, работа на заводе, в конечном счете, меняет ее как субъекта. Постепенно героиня обретает маскулинные черты характера и завоевывает уважение коллег. Она настаивает на насильственной легитимации себя как члена коллектива ценой жесткой физической эксплуатации. Ощущение собственной маргинальности среди преимущественно мужского коллектива привело героиню к невротическим переживаниям собственной неполноценности. Сравнивая себя с другими женщинами, она признается, что парадоксальным образом, только тяжелый физический труд, который, в общем-то, физиологически чужд женщине, делает отношения между полами равноправными.
При всем различии авторских проблематик очевидным сходством работ художниц является развитие определенного художественного метода: сфокусированность на фигуре современного рабочего. При этом обнажается не только ситуации распада системы социальной защиты и исчезновение классической модели производства и работы, акцент переносится на изучение трансформаций внутри коллектива. Через опыт конкретного человека, его личную историю можно считывать наиболее травматичные и пугающие эффекты постсоветской модернизации. Обращаясь к конкретным людям и конкретным ситуациям, авторы фиксируют распад субъективностей, обнажая разрыв между новыми владельцами фабрик и их работниками.
Даже учитывая, что все участницы выставки имеют восточноевропейское происхождение, при такой постановке проблемы сложно избежать колониалистского взгляда. Однако в данном случае можно констатировать исключение из этого общего для многих современных художников правила. Особенностью высказывания авторов является особая чувствительность к частному случаю и локальной ситуации, обращение к конкретному человеку как носителю уникального опыта, через который обнажается общие проблемы современного капиталистического общества.