Печальная дата 22 июня заставляет вспомнить о том, сколько вопросов до сих пор рождает история начала Великой отечественной войны. Почему Кремль игнорировал сообщения разведчиков о подготовке Гитлером нападения на СССР? Как оценивали сами немцы сопротивление советских войск в июне 1941-го? Глубокая апатия и бездействие Сталина в первую неделю войны - миф или реальность?
В свое время Владимир Путин жаловался, что после смерти Махатмы Ганди в мире и поговорить не с кем. 29 мая он, вероятно, испытал прилив оптимизма и решил в очередной раз поискать достойных собеседников. У каждого из деятелей культуры, пришедших литературно-художественный вечер «Маленький принц», был шанс попробовать себя на роль Ганди.
Перед премьерой фильма «Робин Гуд» некоторые журналисты предположили, что режиссер Ридли Скотт развенчает образ благородного разбойника. Скажем сразу, что ничего подобного в итоге не произошло. Ну, а то, что отдельные акценты в старой легенде расставлены по-новому, а некоторые детали не соответствуют историческим фактам по большому счету уже не так важно.
О фильме Анджея Вайды «Катынь» уже не мало было сказано. Сложно найти критика, который бы целиком одобрительно написал о картине. При этом, во всех рецензиях на «Катынь» есть одна особенность: критики концентрируют внимание, как правило, только на одном аспекте - либо на историко-политическом содержании фильма, его идеологическом послании, либо же, напротив, ставят акцент на формальных аспектах. И если даже сами оценки картины полярно расходятся, общая методология критики остаётся примерно одинаковой.
В ночь с 23 на 24 мая зрители российского «Первого канала» смогли посмотреть фильм «Класс». Эту кинокартину режиссера Лорана Конте, во французском прокате известную под названием «Между стен» («Entre les murs»), обычно сравнивают с российским сериалом «Школа». Фабула обоих фильмов действительно похожа - учителя пытаются «справиться» с проблемным классом, состоящим из детей-подростков. Однако это - только на первый взгляд.
У антифашистов в России часто есть повод посетовать, что День Победы уже перестал восприниматься как день победы над нацизмом. Во многих фильмах, посвященных войне, идеология Третьего Рейха едва ли затрагивается, а солдаты Вермахта частенько предстают милыми и гуманными интеллигентами.
В теории литературы есть понятие типичности. Типично не то, что обыденно - но то, что исключительно и экстраординарно. Только в «ненормальных», нарушающих обычный ход вещей ситуациях проявляется истинная типичность, необходимая закономерность действительности, ее сущностное своеобразие.