Nina Nastasia – «Outlaster», FatCat Records, 2010.
Всякий раз говоря о творчестве Нины Настасьи, музыканте удивительно тонком и чутком, невольно сталкиваешься с проблемой классификации и принадлежности к тому или иному стилю. Обычно ее творчество снабжают ярлычками «folk» или – что в общем-то ближе – «singer/songwriter». Однако принадлежность к этим музыкальным стилям остается формальной, а музыка, которую Нина Настасья исполняет вот уже почти двадцать лет – как, впрочем, и вся настоящая музыка – все так же отказывается втискиваться в ограничивающие ее рамки. Отсюда и такое количество тэгов, которыми обычно увешивается каждая новая пластинка нью-йоркского музыканта, самый экстравагантный их которых, пожалуй, «мутантный фолк» (чтобы это не значило).
Несмотря на богемный образ жизни (Нина обитает где-то в престижном нью-йоркском районе Челси), Нина Настасья никогда не оказывается в центре внимания прессы и не становится объектом светских слухов и сплетен. Ее вообще можно назвать своего рода аскетом, затворившемся в своем роскошном пентхаузе и время от времени напоминающем о себе разве что концертами и новой пластинкой. В этом смысле Нине, конечно, сильно повезло – она может позволить себе не беспокоиться о том, насколько хорошо продаются ее альбомы и получат ли они «золотой» или «платиновый» статус, что вообще им вряд ли грозит. Ее музыка никогда не станет модной или популярной – да и по радио ее редко услышишь. Получается, что насколько творчество Нины Настасьи соответствует ее богемному образу жизни, настолько же оно и противоречит ему. Такой вот парадокс.
Нина Настасья родилась в Голливуде, что в Калифорнии, но вот уже много лет живет и работает в Нью-Йорке. Она начала исполнять свои удивительные, ни на что не похожие песни еще в 1993 году, правда тогда особого отклика они не нашли. Ее звездный час наступил в 2000 году, когда Нина после семи лет неспешной, но плодотворной работы выпустила наконец свой первый альбом «Dogs» (на лейбле с показательным названием «Socialist»). Выпущенная лимитированным тиражом пластинка была раскуплена в считанные дни – пришлось даже делать дополнительный тираж. Диск попал в руки к известному британскому диск-жокею, популяризатору современной музыки и просто человеку с безупречным музыкальным вкусом, Джону Пилу, который стал одним из главных поклонников и пропагандистов музыки Нины Настасьи. Пил практически сразу стал включать песни Нины в эфир радио BBC, на котором он тогда работал, а позже не раз приглашал Нину в студию для живых выступлений. С тех пор за Ниной закрепилась слава одного из самых оригинальных, необычных и утонченных музыкантов современности. Разумеется, когда мы говорим о популярности Нины Настасьи, мы вовсе не имеем в виду популярность в широком смысле – она у Нины вряд ли когда будет. С другой стороны, и «широко популярной в узких кругах» ее тоже не назовешь. Нина Настасья занимает свою собственную нишу, которая разместилась где-то между эстрадной, элитарной, авторской, народной и прочей музыкой, а для ее творчества характерны черты всех вышеперечисленных музыкальных направлений.
Интересно, например, что если рассматривать Нину Настасью songwriter'а, то получается, что музыкальное начало у нее ни в коем случае не подавляется за счет текста и манеры исполнения, как это часто и бывает в таких случаях (вспомнить хотя бы отечественных бардов). Нет, оба эти начала сосуществуют в ее творчестве и, как принято говорить, органично дополняют друг друга. Простые, ясные, почти прозрачные, но совсем не примитивные тексты, тихая, осторожная, очень нежная манера исполнения и хрупкая, капризная и прихотливая музыка, которая – порой совершенно неожиданно – становится вдруг пронзительной и начинает отдавать чуть ли не цыганскими романсами, а то и вовсе превращается в атональный хаос.
При этом набор инструментов не ограничивается классическими гитарой, клавишными и ударными. Ансамбле, с которым постоянно выступает Нина, состоит из примерно двадцать музыкантов, а набор инструментов варьируется от вполне академических струнных и аккордеона до более экзотических, вроде мандолины и разного рода народных инструментов. Нина Настасья вообще любит этническую музыку – например, одно из своих выступлений она провела при участии ансамбля тувинского горлового пения «Хуун-Хуур-Ту».
Вот и получается, что Нина Настасья делает какую-то совершенную музыку, в которой есть место всему: и высоким чувствам, и неглупым мыслям, и холодной рафинированной страсти (как, например, в танго), и разным экстравагантным приемам, позаимствованным, как из эстрадной музыки, так и из академического авангарда, и много чему еще. Можно сказать, что это музыка одновременно и для сердца, и для головы. А каждый альбом Нины Настасьи, даже несмотря на фантастическое разнообразие современной музыки – как глоток свежего воздуха посреди летней духоты.
«Outlaster» – шестой студийный альбом Нины Настасьи и, по-видимому, один из лучших ее дисков (если не самый лучший). Альбом был записан всего за несколько дней в одной из чикагских студий. При этом, когда слушаешь пластинку, возникает ощущение, что над каждой из песен работали по несколько месяцев – настолько слажено и блестяще звучат инструменты. Альбом включает в себя десять песен, каждая из которых может похвастаться оригинальными и великолепными аранжировками. Особенно хочется выделить такие хиты, как «Cry, Cry, Baby» (которой открывается альбом), «You Can Take Your Time», «Outlaster» (которой альбом завершается и которая послужила ему названием) и, конечно, восхитительную пьесу «This Familiar Way», в конце которой пронзительные струнные начинают сходить с ума сами и – что существеннее – сводить с ума слушателя. Как и всегда, альбом получился очень камерным, почти личным, изящно балансирующим на грани между холодным самообладанием и настоящим нервным срывом. Вне всяких сомнений «Outlaster» – один из лучших релизов 2010 года и просто значительное событие в современной музыке.