Антисистемные «Неудачники» в России пришлись не ко двору.
Новый фильм Жан-Пьера Жене «Неудачники» прошел в российском прокате практически незаметно, несмотря на относительно большое число копий. Судя по отзывам, зрители восприняли картину абсолютно неадекватно, что указывает на существенное отличие гражданской позиции россиянина от среднестатистического европейского взгляда на проблемы современности. Это отличие заметно хотя бы по тому, как было переведено у нас в прокате название картины. Большинство зрителей действительно воспринимало персонажей фильма как неудачников, которые от безысходности прячутся на свалке и ради развлечения занимаются чудными вещами.
Режиссер Жан-Пьер Жене («Город потерянных детей», «Чужой-4: Воскрешение») широко известен как создатель «Амели» – фильма, ставшего серьезным прорывом французского кинематографа на пути к отечественному зрителю. В 2001, после выхода картины с Одри Тоту, французы стали заполнять долго пустовавшие кинотеатры. «Амели» – постмодернистская сказка, в которой представлен собирательный образ француженки нового века. Сюжет фильма пестрит метафорическими отсылками к событиям ХХ века. Например, символическое значение садовой скульптуры в виде гнома, поначалу стоявшего на могиле матери Амели, состояло в обыгрывании фигуры Карла Маркса, который путешествует со своими идеями по всему миру, начав путь с Москвы и Пекина. Отец Амели получал фотографии со всего света, где гном был запечатлен на фоне городов. Действие следующего фильма, одного из самых крупных европейских проектов последнего времени, под названием «Долгая помолвка» в какой-то мере предвосхищает «Неудачников».В экранизации романа Жапризо рассказывалось о Первой мировой войне и бездушном отношении государственной машины к судьбам простых людей.
Новый фильм французского режиссера рассказывает о тех, кто оказывает сопротивление системе. Кучка людей выступает против отношения к человеку как к расходному материалу со стороны крупных корпораций. Один из отрицательных персонажей, глава оружейной компании, когда речь заходит об эффективности собственного производства, изрекает: «Мертвый солдат обходится дешевле, чем раненый». Это мир торжества высоких прибылей, которые обеспечиваются связкой с высшим руководством страны. Главный герой фильма, сотрудник видеопроката Базиль, становится очевидцем перестрелки, в результате которой ему в голову попадает шальная пуля. Позже по стечению обстоятельств он оказывается на улице. Судьба забрасывает его в коммуну маргиналов, живущих на свалке и занимающихся творческой переработкой отходов. Новая семья единомышленников состоит из романтиков, чудаков и прочих антисистемных элементов, в число которых входит писатель из Конго. В картине очень четко проработано противопоставление мира богатых и подполья. Эти две крайности могли бы не пересечься никогда, если бы прибыль преуспевших в бизнесе не ставилась в прямую зависимость от жизней простых людей. Отец главного героя погиб в 1959 году, подорвавшись на мине, созданной французским оружейным концерном. Другая компания произвела амуницию, продукт которой чуть не убил Базиля, оставшись в его голове навсегда. Обстоятельства поставили стороны в такие условия, что самосохранение одних напрямую зависит от лишения жизни других. Антисистемные, творческие элементы, объединившись вокруг Базиля, начали свои действия в ответ на многолетние военные маневры оружейных промышленников.
В случае с «Неудачниками» сложно разделить проблему военно-промышленного комплекса Франции и других европейских стран. С учетом нынешней прозрачности границ в ЕС данная проблема представляется во много раз более актуальной, поскольку жертвами ВПК становятся все люди без учета государственной принадлежности. Тем не менее, Франция много лет занимает 4-е место по производству оружия, уступая только США, России и Великобритании. Особенность этой индустрии заключается в том, что она – инструмент влияния, обозначающий и закрепляющий политические устремления крупных мировых государств в отношении менее развитых стран. Военное обеспечение является одним из прочих аспектов взаимоотношений между государствами (наряду с мирными средствами), причем более сильная сторона получает от взаимоотношений подобного рода материальную выгоду. Военно-промышленный комплекс действует в законодательно закрепленной четкой синхронизации с государственными структурами. Не случайно в фильме Жене один из оружейных воротил несколько раз общается с президентом Франции Саркози. Если вспомнить недавний эпизод из действительности с покупкой Россией нескольких вертолетоносцев «Мистраль», то можно отметить, что этот вопрос долго решался между премьер-министрами. Причем последствия сделки преподносились в качестве выгоды обоих государств от последующей серии соглашений о сотрудничестве на рынке оружия. В самой Франции в последние годы происходит процесс централизации производства оружия. Со сцены уходят небольшие компании, их поглощают крупные игроки рынка, которых государству гораздо проще контролировать.
Негативный результат деятельности военно-промышленных производителей, против которого и направлен фильм «Неудачники», заключается в формировании черного рынка оружия. Непосредственно в самой Франции очень строгое законодательство в отношении хранения и использования оружия гражданами. Тем не менее, по многочисленным свидетельствам, на местном черном рынке достаточно легко купить пистолет и т.п. Данная ситуация приводит к росту преступности и эскалации насилия. Нелегальный оборот оружия выгоден только его производителям – они получают от него прибыль, сопоставимую с оборотом наркотиков. Причем если наркобароны – лица с негативным имиджем и проблемами с законом, то оружейные производители – люди, как правило, уважаемые, находящиеся в близких контактах с сильными мира сего. Военная промышленность, особенно на Западе, лоббирует свои интересы в потенциальных мировых конфликтах, и в их интересах раздуть агрессию как можно шире, чтобы было с чего стричь купоны. В массовой культуре Запада широко распространены такие фильмы как «Железный человек», в котором оружейная промышленность, находящаяся в частных руках, является гарантом демократических интересов Америки и ее единственной крепкой опорой.
Жан-Пьер Жене поднимает в своем новом фильме не просто проблему борьбы с оружейной промышленностью – он строит конфликт в измерении человеческое-античеловечное. Конечной целью прогресса в «Неудачниках» является обогащение, противопоставленное творческому началу и духу коллективизма. Коммуна на свалке живет сбором и ремонтом вещей, которые передовая цивилизация выбросила, но они оттого не перестали быть рабочими, их можно восстановить. Один из главных вопросов фильма – оправдан ли прогресс, движущийся от живого к безжизненному? Герои перемещаются по городу на старых грузовиках рядом с трамвайными вагонами в стиле хай-тек. Оправдывает ли ненамного увеличившаяся скорость движения нового транспорта утилизацию старого трамвайного вагона? Цивилизация отметает подобные «романтические» вопросы. Современный человек сдался технике, подчинив ее совершенствованию свою жизнь. Однако герои «Неудачников» открывают нам новые горизонты существования. Прежде всего, персонажи фильма имеют способности, которые могут противостоять холодному механицизму окружающего мира. Изобретатель-романтик мастерит из хлама танцующих животных. Девушка-калькулятор может определить на глаз расстояние между предметами быстрее любого сканера. Человек-ядро установил несколько рекордов, вылетая из пушки, словно снаряд, не несущий смерти. Гибкая женщина может залезть куда угодно, в самое маленькое отверстие, или, например, чемодан. Герои «Неудачников» обладают теми же свойствами, что и машины, с той разницей, что они развили их в себе сами, при этом не потеряв души и чистого сердца. Большая часть действия фильма построена на противостоянии человека и машины, причем люди не пользуются сложными механизмами для своих целей. Если нужно узнать информацию, которая передана через электронную почту, то герои не подключаются к компьютеру через интернет и не взламывают сервера – они подглядывают в содержимое экрана через чужую спину. Если нужно подслушать разговор в чужой квартире, то для этих целей используется древний микрофон, который спускается через дымоход. Персонажи благородны – они воплощают собой принципы справедливости неавтоматизированного века. И побеждают навороченный жестокий мир, построенный на высокотехнологичной античеловечности.
Такие фильмы как «Неудачники» просто необходимы для современного общества, постулирующего гуманность как одну из своих основ, но тем не менее допускающего существование и деятельность таких структур как производители оружия. Если при негласной поддержке нефтяной компании в африканской стране убивают сто человек, то передовые левые могут объявить бойкот определенным бензоколонкам, что возымеет действие. Миллионы людей погибают от пуль, гранат, мин и прочего оружия, которое кто-то произвел, а затем продал, получив от этого прибыль. Смерть поставлена на конвейер, и деньги от убийств питают экономики крупных государств и служат их национальными интересами. В свете этого фильм Жене – безусловно важное произведение искусства, привлекающее внимание зрителей к данной проблеме. К несчастью, слабая информированность общества, особенно из благополучных стран, о таком вопросе как оружейное производство, стала существенной преградой на пути к пониманию главной темы картины. Воспринять из фильма идеи протеста против крупных корпораций отчасти мешала и элегантная форма произведения, где можно было сосредоточиться на художественной стороне и игнорировать ненавязчивый антимилитаристский пафос. В нашей стране фильм показал очень низкие цифры прокатных сборов, в итоге не окупив половину расходов на напечатание кинокопий. Рекламные лозунги фильма с девизом «Удача улыбается странным» убеждали, что картина представляет собой нечто похожее на «Амели». В итоге разочарованными оказались практически все, а низкие сборы отразились в критике «нелогичного» сюжета и невнятных принципов действия героев. Критики писали о фильме очень мало, не особо углубляясь в детали. Критик журнала для разборчивых потребителей «Афиша» Станислав Зельвенский написал о фильме следующее: «. Мария Кувшинова из Openspace.ru почему-то недополучила от фильма радости: Какому-то зрителю показалось, что пуля в голове героя – это его пропуск в интересную жизнь, которая, возможно, является плодом его больной фантазии. Если же зрителям и понравился фильм, то в последнюю очередь это происходило из-за антимилитаристского пафоса картины. Тем не менее, если изменение отношения общества к производителям смерти со временем и начнут происходить, то Россия не должна стоять в стороне от гражданской позиции европейцев по этому вопросу. Фильм Жене послужит важным шагом в деле просвещения нашего населения и включения российского общества в активную оппозицию к некоторым сторонам развития промышленности, неприемлемым с общечеловеческой точки зрения.