На данный момент достаточно очевидно, что правые идеи доминируют во всем мире, общества разных стран разобщены, войны продолжаются, а эксплуатация человека человеком процветает. Объективные причины этих процессов, включая двойственную человеческую природу и наследие исторических процессов прошлого, достаточно понятны.
Товарно-денежные отношения — это краеугольный камень современного общества, который пронизывает не только экономику, но и все аспекты человеческой жизни: социальные, психологические и культурные. Один из самых влиятельных мыслителей XIX века Карл Маркс, исследуя природу этих отношений, выявил их связь с отчуждением труда.
В современных западных исследованиях темы феминизма, гендерного и полового неравенства стали основой для многих исследований. Сегодня основные постулаты феминизма в его различных формах стали формировать определённую парадигму в рамках социологических исследований, предлагая определённый порядок и форму рассмотрения социальных процессов в обществе.
Проект New Deal ещё несколько месяцев назад презентовал левую программу, намеренно обрезая её во всех возможных местах, дабы она выглядела не как действительно левая программа (пусть и промежуточная), а как в лучшем случае манифест левого центра. Тем не менее, сам факт дискуссии по поводу такой «реалистичной программы» ценен для всего левого движения, позволяя с одной стороны не сваливаться в сугубо историческую проблематику упущенных возможностей, с другой стороны — в излишнюю утопичность и недостижимость, скорее обнадёживающую, а не воодушевляющую активистов.
В продолжение дискуссии каналов Левый Угол и Левый Движ: Какой характер войны для Украины и России? Кто в конфликте России и Украины является агрессором?
Статья, опубликованная на сайте LINKS в честь годовщины основания социалистической Югославии в 1945 году, вызвала критику за якобы излишне апологетический тон. Действительно, социалистическая Югославия была далека от утопии, и ее политические, экономические и социальные недостатки хорошо задокументированы. Тем не менее, целью той статьи было не представить Югославский социализм как безупречную модель, а противопоставить ее государственное строительство, основанное на видении и целях, современным капиталистическим государствам, которые процветают на концепции «конца истории».
Империализм – явление не национальное. В 1914 война началась не потому, что в Германии был империализм, и она напала на хорошие страны. Все участники были империалистами. А сейчас я вижу либо либеральную позицию: хороший весь Запад против империалистической РФ, либо Стас, Ай как просто: хорошая РФ против западного империализма. А вот за то, чтобы рассматривать американский и российский империализм вместе и в контексте, банят и у тех, и других.
В последнее время среди наиболее ортодоксальных марксистов распространилось новое и очень модное оскорбление. Теперь возвышенный ортодокс, увидев недостаточно возвышенного ортодокса, ставит ему неизлечимый диагноз - "левак". Если ещё недавно коммунисты гордо объявляли себя частью "левого движа", то теперь они объявляют себя "марксистским движем", который совершенно отделяется от "левого".
В субботу у Кёльнского собора многолюдно. Горожане спешат по магазинам и на вокзал, а меж тем, на задворках шумных улиц, за вывесками фешенебельных магазинов, левые эмигранты из бывшего Советского Союза собирают свой первый в истории форум.
Левое движение пропитано сектантством, нежеланием в массе своей что-то делать, оторванностью от народа, начётничеством работ МЭЛС и верой всему, что там написано (вместо того, чтобы понимать и относиться критически). Но я бы хотел отметить в этой статье и то, что левые всегда проповедуют изучать каждую конкретную ситуацию и явление в пространстве и времени, чтобы понять, как действовать, как выстроить свою тактику, но сами это они почти никогда не делают. Вопрос о демократизации России раскрывает эту проблему.
Как правило, когда речь заходит о разделе Германии после Второй мировой войны, противники социализма используют сравнение экономик двух Германий как козырную карту. Нам говорят: посмотрите, к востоку от Берлинской стены нет ничего, кроме дефицита, серости и вездесущих агентов Штази. Пожалуй, для человека, не интересующегося темой, ситуация так и выглядит. Однако реальная ситуация в стране «социализма на немецкой земле» обстояла куда сложнее. Данная статья призвана вкратце познакомить читателя с историей экономики ГДР и крупными мазками обрисовать ту ситуацию, которая сложилась в сфере управления народным хозяйством страны на 1980-е годы.
Как недавно заметил Бранко Миланович, существуют некоторые знаменитые книги, идеи которых настолько вошли в ткань социальных наук, что сами книги больше не читаются. Сейчас так можно сказать и о таких книгах, как "Долгий двадцатый век: деньги, власть и происхождение наших времен" (1994) Джованни Арриги. В этой книге Арриги исследует историческое развитие глобального капитализма и циклический подъем и упадок гегемонистских держав.
12 июля 2024 года был опубликован Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, предполагающий реформирование налоговой системы с января 2025 года. Уже довольно много слов было сказано по поводу данной реформы. В очередной раз просматривая грядущие изменения, я задался вопросом: что, если бы налоговая реформа проводилась, например, с оглядкой на опыт европейской социал-демократии?
В наше время развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ, данный термин понимается в статье в самом широком смысле, как любая система, автоматизирующая умственную деятельность) вызывает смешанные чувства у людей. С одной стороны, новые технологии улучшают нашу жизнь. С другой стороны, существуют опасения перед потенциальными последствиями автоматизации и возможным сокращением рабочих мест. Люди боятся, что исчезнут некоторые профессии и первым станет не нужен труд программистов.
События последних двух с половиной лет показали кризис оппозиционных проектов. Начало полноценного международного кризиса российская оппозиция приняла явно не во всеоружии, не сумев мобилизовать серьёзные силы против усилившейся фашизации общества. Это свидетельствует не только о внутренних дрязгах и отсутствии инфраструктуры, но и о том, что российское население не готово объединяться абстрактно против текущего российского руководства.
Прошло всего три месяца после страшной трагедии в Крокусе, и жители России снова подверглись кровавому нападению экстремистов из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). Мы не будем вдаваться в детали, разбирать что должны были сделать власти для упреждения страшных событий. Хотим обратить внимание на более фундаментальные вопросы, связанные с проблемой преступности.