Правая литература на прилавках отечественных книжных делится на две неравные части. Большую часть составляют издания, которые и литературой-то назвать сложно – знакомые каждому книги с яркими обложками, напечатанные на газетной бумаге и с названиями вроде «Повседневная жизнь Гитлера в арктических льдах» (туда он, как известно, сбежал в 45-м), «Гитлер и его оккультные невесты», «Магические руны СС» и т.п. Совсем другое дело – серьезно подготовленные издания правых мыслителей вроде Карла Шмитта или Эрнста Юнгера.
«У нас произошла большая неприятность. Нашу сотрудницу вчера ограбили двое неизвестных. Она не запомнила их лиц и не может сказать о них что-либо определенное. Но мы уверены, как минимум на 50 %, что это были журналисты. Сейчас многие издания сокращают своих сотрудников, и немало журналистов остается без работы. Конечно, родители могли им в детстве объяснять, что грабить и убивать нехорошо, но не стоит на это особенно надеяться. Оставшись без работы и находясь в самом активом возрасте, многие журналисты готовы будут пойти на любое преступление».
Недавно мне вспомнилась история, произошедшая более года назад с анархистом, участвовавшим в движении против «точечной застройки». Этого человека во время одной из акции схватили и посадили в автобус сотрудники милиции. А пока возмущенные жильцы, окружив автобус, требовали отпустить активиста, с ним проводил «разъяснительную работу» человек в штатском. Аргументы, которые он использовал, были приблизительно такими: «Ты же нормальный парень, не то что всякие там проплаченные люди, извращенцы, экстремисты, которые ходят на все эти акции. Зачем тебе это надо? А ты бы лучше после работы с друзьями выпил водочки, пошел на дискотеку, снял бы там бабу…»
В Украине все чаще говорят о дефолте – в трамваях, на курилках, в газетах и в парламентских кулуарах. Хотя де-факто в стране уже наступил «внутренний дефолт» – еще с конца прошлого года государство не в состоянии расплатиться с миллионами работников бюджетной сферы.
23 февраля можно причислить к тем праздничным дням, которые объединяют большую часть населения России. Хотя бы потому, что этот праздник всем понятен. Сначала 23 февраля дня в народном сознании был днем военных, потом – потенциальных военных, а затем стал праздником всех мужчин вообще – от первоклассника до ветерана войны, от прошедшего все вооруженные конфликты до убежденного пацифиста.
Конец января ознаменовался не только совещанием международной политической и бизнес-элиты в Давосе: в бразильском Белеме, в Амазонии, практически в те же дни собрались представители социальных движений и альтерглобалистски настроенной интеллигенции, чтобы принять участие во Всемирном Социальном Форуме.
Новый фильм Валерия Тодоровского «Стиляги» (2008) стоит похвалить уже за стилистическую точность и неординарную постановку в стиле бродвейского мюзикла Он напоминает и пинкфлойдовскую «Стену», и «Вестсайдскую историю», и «Волосы» Формана, и «Все этот джаз» Боба Фосса, и «Покровские ворота» Козакова. Замечательно поставленные танцы, хорошо подобранные актеры, тщательно проработанный сценарий Ю. Короткова «Буги на костях» создают атмосферу фильма-праздника.
Что-что, а ленинизм постмодернистская эпоха не жалует. Она превозносит изменчивую, временную, нестабильную истину, но никак не неотчуждаемое обладание истиной авангардом, авторитетно взгромоздившимся над народом. Она не в восторге от того, что интеллектуалы «среднего класса» должны говорить трудящимся массам, что им делать.
Революция – идеальный фон для сюжета фильма, в ней много действия и драматических столкновений интересов. Но революционер – не самый интересный для режиссеров персонаж. Борец против существующей власти за принципиально другую власть и другие отношения в обществе, идущий дальше слов и не признающий писаных законов и устных правил, революционер не мелодраматичен. Страсти и страхи – не самая сильная его сторона. А кино есть зрелище, то есть понятные зрителю эмоции там превыше всего и потому революция чаще оказывалась именно фоном, а не основной темой западных фильмов.