В октябре либеральный эксперт Евгений Гонтмахер подготовил в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» две заметки с боевитым названием: «Профнепригодность Владислава Суркова» и «Профнепригодность Владислава Суркова-2». Главную мысль этих произведений о том, «почему Евгений Шлемович не любит Владислава Юрьевича», можно выразить фразой «Когда же добрый царь избавится от плохого боярина?»
Нет банальнее фразы «Все мы родом из детства». Однако ей не откажешь в точности. Тем, чей нежный возраст пришелся на советское время, посвящен сборник статей «Веселые человечки. Культурные герои советского детства», вышедший в 2008 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Точнее, не самим «рожденным в СССР», а тем, кто сопровождал их в детстве и юности. Героям книг и фильмов – от Володи Ульянова до Чебурашки и Кота Леопольда, – а также изменениям в официальной идеологии и реалиях советского общества, которые отразились в образах этих героев. Вот только исследователи – тоже люди. Поэтому к статьям о советском детстве подчас примешивались и взгляды постсоветских взрослых (как оставшихся жить в России, так и уехавших искать счастья в другие страны). А тут и до «тоталитарного наследия Чебурашки» договориться недолго.
Есть у Наоми Кляйн незаменимая книга «Доктрина шока». Ее в российской прессе кто только не хвалил, включая крайних националистов. Потому что книга вот о чем: либеральные экономические реформы невозможны без долговременного массового насилия. Думаете, имеется в виду мягкое «насилие спектакля» или незримое «принуждение к свободе», чтобы заметить которое нужно быть интеллектуалом с третьим, критическим, глазом во лбу? Ничуть.
Современным телезрителям вряд ли стоит напоминать, что исторические передачи на российских федеральных телеканалах обычно далеки и от научности, и от историчности. И конечно же, обычно их создателей трудно заподозрить в сочувствии к руководителям советского государства. Однако в последнее время внимание к некоторым прежним антигероям стало неожиданно пристальным. Да и их образ подается телезрителям уже под новым соусом.
Недавно посчастливилось быть на презентации фильма, снятого при участии некоей «революционной» группы. После фильма, ясное дело, было обсуждение. Один из товарищей сообщил, что надо оценивать искусство как революционное или буржуазное только с точки зрения «на самом деле радикальных групп, таких, как мы». Конечно, с точки зрения подобных «на самом деле радикальных» групп, музыка Ляписа-Трубецкого – не революционная. Очень мало от Годара, практически не виден Брехт, Маркузе – да Михайлок даже, может, и не знает кто это! Всё просто! Слишком очевидно! Правда, на каждом последнем альбоме есть песня по-белорусски. Это еще куда не шло, можно представить как антилукашенковскую экзотику, не близкую, но все же протестную.
Считается, что у всякого образованного американца существуют, по крайней мере, две настольные книги – полное собрание пьес Шекспира в одном томе и Библия. С этим трудно не согласиться: вряд ли найдется какой другой автор или источник, на которой бы столь часто и столь охотно ссылались или упоминали в своем творчестве американские писатели, музыканты, политические и общественные деятели. Шекспир в Америке – фигура уважаемая, перед ним вытягивались в струнку даже такие бунтари, как Уильям-не-наше-всё-Берроуз или Аллен Гинсберг.
Думаю, если бы Валерия Новодворская вышла замуж за Геннадия Зюганова, либеральная оппозиция была бы шокирована не меньше. 20 октября 2009 года в Газете.ру, где более месяца назад была опубликована статья «Россия, вперед!» за подписью Дмитрия Медведева, вышел отклик на этот материал от известного либерального политтехнолога Марины Литвинович. Однако те, кто ожидал от оппозиционной дамы критики ДАМа в традиционном духе «не подам руки тому, кто подавал руку тому, кто подавал руку Путину», серьезно ошиблись.
Несмотря на то что новый фильм Ларса фон Триера «Антихрист» был впервые продемонстрирован в мае на Каннском фестивале, критики тут же назвали его самым скандальным фильмом года. И с этим, пожалуй, можно согласиться: вряд ли кто-то из современных режиссеров снимет что-нибудь более спорное и шокирующее. Датчанин остается верен своему принципу, согласно которому фильм должен быть подобен камушку в ботинке, мешающему при ходьбе. Только «Антихрист» не просто камень, а гвоздь, ходить с которым в принципе невозможно.
«Рабочее движение» – так называется специальный проект в рамках Третьей московской биеннале современного искусства, открывшийся на «Фабрике». В пресс-релизе кураторы проекта художник Арсений Жиляев и искусствовед Сергей Хачатуров довольно общо и размыто рассказывают о концепции выставки, что она является «опытом пластического исследования жизнеспособности формотворческих идей авангарда», а ее название «отсылает ко времени революционных десятилетий XX века, эпохе левых утопий, коллективизации, индустриализации и культурной революции».