Карл Маркс видел причину регулярно повторяющихся кризисов капиталистической экономики в перепроизводстве товаров: через определенный период времени их предложение начинает превышать платежеспособный спрос, что оборачивается падением производства вслед за сокращением объема продаж. Роза Люксембург, развивая учение о кризисах, высказала идею, что они могут порождаться также и перенакоплением капитала. Хотя у каждого мирового экономического кризиса «свое неповторимое лицо», современный, шестнадцатый по счету мировой кризис подтвердил правильность марксистской трактовки их природы. Вместе с тем он выявил ряд специфических особенностей механизма его возникновения.
Для многих россиян значение Дня народного единства, который несколько лет назад стал отмечаться 4 ноября, долгое время оставалось непонятным. Зато у руководства центральных телеканалов, кажется, сложилось более четкое представление о смысле нового праздника. Судя по всему, для них он был «Днем имперского единства». Причем «имперская идея», кажется, воспринималась не в широком смысле («от Российской империи через СССР – со всеми вопросами к этой эпохе – к современной России»), а уже: «Россия эпохи стабильности – наследница Империи Романовых». Однако «эпоха стабильности» плавно перетекла в «эпоху странного кризиса», и установки ведущих телеканалов, кажется, изменились. И новый праздник на телеэкране стал чем-то средним между 1 мая («еще один выходной») и, как ни странно, 7 ноября, который он должен был заменить.
Первый проект «Диснея» в России ждали многие. Сценарий написан режиссером Вадимом Соколовским и писательницей Анной Старобинец (тут можно прочесть интервью с ней). Нас в данном случае будет интересовать прежде всего идеологический срез получившейся картины: ведь если проект номинально американский – не присутствуют ли в нем какие-либо темы, отечественному кинематографу не свойственные?
Как минимум последние 50 лет левых вполне справедливо обвиняют в утопизме и нереалистичности. Похоже, сегодня ситуация меняется. Все дальше от реальности, в область немыслимых утопий, нереализуемых прожектов и популистских лозунгов сейчас смещаются отнюдь не левые. В эту пропасть, по крайней мере, в области идеологии, идет сама российская власть, ведомая слепыми поводырями-политтехнологами, оказывающими ей безвозмездную пока «медвежью услугу».
Рабкор.ру предлагает вниманию читателей интервью, которое словенский философ Славой Жижек дал американской независимой телерадиокомпании «Democracy Now!». Беседа шла о капитализме, здравоохранении, Латинской Америке и «фарсе» финансового кризиса. Перевод Дмитрия Колесника.
1 ноября 2009 года, в воскресенье, в самое топовое дневное время, по основному белорусскому каналу – ОНТ был показан фильм с броским названием «Полесский фатерлянд». Вообще-то, это документальная история, рассказывающая о трагической судьбе немецкого меньшинства в БССР. Казалось бы, что в этом особенного? Если бы не одно «но» – в этой телевизионной ленте официозная пропаганда впервые громко заявила: в Белоруссии тоже был голодомор!
Вопреки некоторым прогнозам, что революции Украине следует ждать в 2015 году к следующим президентским выборам, страсти в стране накаляются – и новый виток в Украинской революции (2004–?), о котором мне уже довелось писать, начался. Даже несколько раньше, чем я рассчитывал.
Недавно в петербургском издательстве «Амфора» вышла книга «Красный Элвис (социалистические веяния среди домохозяек)» – сборник русских переводов работ украинского поэта, прозаика и переводчика Сергея Жадана, одного из немногих украинских литераторов, чьи книги регулярно издаются в России и хорошо известны в контркультурной среде на всем пространстве бывшего СССР. Депрессивная социальная действительность, отраженная в книгах Жадана, одинаково знакома жителям Западной Украины, Сибири, Крыма или Петербурга. А его герои – это люди, которые вчера встретились вам в пивной за углом вашего дома, в каком бы из постсоветских городов он не находился. В беседе с Андреем Манчуком С. Жадан констатирует общие тенденции в современной литературе, оторванной от реальной жизни, дает оценку книжному рынку и цензурной политике украинской Нацкомиссии по морали, а также говорит о левой литературе, «буржуазной» оранжевой революции и будущих президентских выборах – без выбора для украинцев.
Эпидемия гриппа ставит диагноз украинскому обществу, засвидетельствовав системный характер охватившего его кризиса. Миллионы одетых в маски людей во всех городах страны, безумная животная паника, на которой цинично спекулируют политики и торгаши, – такой увидели страну ее граждане, выброшенные из привычного мира патриотических иллюзий. А всякая попытка понять природу происходящего ведет к критическому анализу рыночных основ нашего общества, где жизнь и здоровье служат предметом торгов и манипуляций. Как, впрочем, и всё остальное вокруг нас.