В своих мемуарах Троцкий вспоминает, как сразу после Октябрьской революции Ленин обратился к нему по-немецки: "Es schwindelt" - «Голова кружится». Последние несколько недель вызвали головокружение у огромного количества людей - и революционеров, и нереволюционеров. Со дня самосожжения Мохаммеда Буазизи для свержения диктатуры Бен Али тунисскому народу понадобилось меньше месяца. Спустя еще две с половиной недели Хосни Мубарак - даже более могущественный тиран - был изгнан из Египта массовыми протестами. Но многое ли с тех пор изменилось?
Олег Лукошин - писатель, попавший в прошлом году в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», автор повести-комикса «Капитализм». Он пишет жесткую политизированную прозу, не состоит ни в какой партии, но называет себя коммунистом и не стесняется в выражениях, говоря о ситуации в России или о собратьях по цеху. О литературе и политике специально для Рабкор.ру с писателем поговорил Дмитрий Райдер.
Арабское восстание за независимость от Османской империи произошло в 1916 году. Во главе восстания стоял Хусейн бен Али. Османы были изгнаны. Но позднее великое восстание использовали в своих интересах британцы и французы. После войны многие арабские страны постепенно становились назависимыми членами ООН. Но в большинстве случаев их независимостью управляли извне Соединенные Штаты, ставшие в этом отношении преемником Британии; при этом Франция продолжала сохранять влияние в странах Магриба и Ливане.
Сегодня все взгляды устремлены на арабский мир и то, насколько героическая борьба египетского народа изменит политическую ситуацию во всем арабском мире. Но поводы для подобных восстаний есть повсюду, даже в самых благополучных регионах планеты. На данный момент у нас есть все основания для умеренного оптимизма.
Каддафи — веселый безумец, неутомимый экспериментатор, конечно, подуставший, но имеющий славное прошлое. И что могут предложить те, кто сегодня поднимает знамя династии короля Идриса. Шариатский халифат? Распад страны на племенные анклавы, как в Сомали? Или реставрацию монархии, превращение страны в еще один наследственный эмират? Позитивной программы не просматривается, а негатив нагнетает канал «Аль-Джазира», базирующийся в Катаре — главном конкуренте Ливии на рынке газа.
Почти весь Ближний Восток охвачен массовыми протестами. Стартовав в начале года с Алжира и Туниса, перевернув все в Египте, волна антиправительственных выступлений прокатилась по Йемену, Бахрейну, Ираку, Ливии, Сирии и Марокко. В столкновениях с военными, полицией и прорежимными силами погибли сотни и пострадали тысячи человек. О состоянии дел в регионе и возможных сценариях развития ситуации Рабкор.ру побеседовал с политологом, доцентом кафедры сравнительной политологии МГИМО, старшим научным сотрудником отдела политической науки ИНИОН РАН Ириной Кудряшовой.
День святого Валентина может быть главным днем одиночества в году — и для тех, у кого нет пары, и для тех, у кого она есть. Слащавые сантименты ежегодного праздника плюшевых мишек давят на всех: парочки покорно тратят время и деньги на безвкусицу и на трогательные ритуалы перед спариванием, убивающие подлинное чувство, — а к умилению остальных примешивается чувство горечи и отчужденности.
Восточный ветер побеждает западный. Доколе праздный и сумеречный Запад, «международное сообщество» тех, кто все еще считает себя хозяевами мира, будет давать всему миру уроки управления и хорошего поведения? Разве не смешно видеть, как кучка интеллектуалов по призыву, солдат разбитой армии капитало-парламентаризма - нашего ободранного рая, - преподносит себя в дар прекрасным народам - тунисскому и египетскому, - дабы обучить этих дикарей азбуке «демократии»? Что за жалкое упорство колониальной спеси!
В восстаниях в Тунисе и Египте не может не броситься в глаза очевидное отсутствие исламского фундаментализма. Народ в лучших светских демократических традициях просто восстал против деспотического режима, коррупции и бедности и потребовал свободы и экономических гарантий. Тем самым опровергнута циничная мудрость западных либералов, по мнению которых подлинное демократическое сознание в арабских странах присутствует только у немногочисленной либеральной элиты, а подавляющее большинство населения может быть мобилизовано только средствами религиозного фундаментализма или национализма.