Пока режимы стран Южного Кавказа готовят сверху войну во имя «национальных идеалов», объективные условия снизу подготовляют социальные потрясения. Протесты и недовольство зреют не только в Грузии, где власти недавно подавили народное выступление. Они зреют в Армении и Азербайджане, невзирая на разный экономический вес этих государств. Общество недовольно, а экономика стран находится в тупике.
С началом мирового экономического кризиса спор между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха не терял остроты. Переговоры не подвигались: власти Азербайджана искали пути вернуть под свой контроль «ускользнувшую» территорию, Армения не шла на уступки. Международный арбитраж не менял положения. Недавно министр обороны Азербайджана сделал острое заявление о подготовке его страны к войне. ВС Азербайджана провели учения на линии огня. Спор лишь на поверхности выглядит националистическим; такой окрас ему умышленно придают чиновники. Их интерес – отвлечь внимание от социально-экономических проблем государств региона. Но способны ли эти противоречия породить войну и революции?
Учитывая, что Армения настроена на сохранение прежнего положения, а Азербайджан намерен решительно пересмотреть его, есть лишь два активных варианта: уступки со стороны Армении или военный конфликт. Поскольку Азербайджан не может добиться от Армении победы дипломатическим оружием, то логично ожидать от него решительных действий в духе «продолжения политики» самыми радикальными средствами.При этом нельзя забывать, что власти Армении в нынешних тяжелых социально-экономических условиях могут быть заинтересованы в оживлении националистических настроений просто для сохранения сложившегося политического порядка. Их положение схоже с состоянием Азербайджана, где сторонники власти презрительно пишут об акциях оппозиции, но где прекрасно сознают – активизация масс решит все.
Азербайджанская дипломатия прощупывает почву на предмет возможной международной реакции в ответ на оживление военного конфликта. Скорее всего, МГ ОБСЕ не пойдет дальше бумажного протеста и предложений уладить споры иным путем – все это вполне может случиться уже на фоне вооруженных столкновений сторон. Однако от позиции России зависит очень многое. Без санкции с ее стороны войны не выиграть даже более сильной стороне, каковой остается Азербайджан. В последние годы Россия была ближе к Армении, чем к Азербайджану. Поэтому Азербайджану чтобы добиться дипломатической поддержки со стороны России, возможно, придется пойти на уступки в энергетике.
Президентские выборы в России, Франции или США не влияют напрямую на ситуацию с Карабахом. Однако очень многое зависит от денежной политики США. Если республиканцы добьются свертывания долларовой эмиссии, то цены на сырье в мире пойдут вниз. Это может заморозить конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Пыл Азербайджана на время остынет, а социальный кризис углубится. Отличие Азербайджана от Армении или Грузии состоит не в том, что экспорт сырья создает для населения хорошие условия. Скорее, можно говорить об относительно более высоком уровне жизни. Но это не более чем временное положение: ситуация легко может измениться с переменой мировой конъюнктуры.
В мае на сырьевых рынках планеты произошла ценовая коррекция. Некоторое оживление в июне создает иллюзию того, что идет подготовка к восстановлению прежнего быстрого роста. Сырьевые цены во втором полугодии 2010 года – первой половине 2011 года выросли очень сильно. Они почти добрались до уровня лета 2008 года. Однако это не означает, что процесс непременно продолжится. Изменение финансовой политики США или отказ Белого дома следовать требованиям республиканцев в Конгрессе могут вызвать медленный или быстрый спуск рынков. Коррекцию даже более сильную, чем имела место весной-летом 2010 года и закончилась лишь с вливанием «благотворных потоков» долларов.
Но на Южном Кавказе зреет не только военный конфликт. В Грузии имело место серьезное массовое выступление, грубо подавленное полицией, но не сумевшее отразить масштаб озлобления населения. Главные события еще впереди. В Армении набирают силу протестные настроения. Оппозиция проводит все более масштабные митинги. Есть основания ожидать, что и Армению постигнет «арабская» революция. Если она случится в ближайшее время, до возможного выхода конфликта с Азербайджаном за дипломатические рамки, то переговоры могут оживиться. Однако правительство первой революционной волны будет руководствоваться желанием законсервировать процесс перемен. Это может толкнуть его как на популистскую войну, так и на дипломатическое урегулирование вопроса. Многое здесь будет зависеть уже от азербайджанской дипломатии. А еще больше – от социально-политической обстановки в стране.
Арабские революции являются первыми революциями в странах периферии (если не считать восстания в Киргизии). Их главное направление – уничтожение периферийного характера экономического развития стран, развития закрепляющего отсталость и нищету населения. Весь Южный Кавказ имеет предпосылки для таких революций. Однако революции – это оболочка процесса, он может пойти и в форме реформ. Вероятность такого сценария очень и очень мала, но она существует. Революции должны поменять очень многое. Развитие социальной политики имеет большое значение, но в отношении налогов на бизнес все иначе, чем учат либеральные эксперты. Налоги необходимо будет повышать, правда, резко меняя и всю экономическую политику. Большой вопрос, пойдут ли на нечто подобное существующие режимы. Скорее, они предпочтут стравить народы в войне. Но и при таком сценарии общественного взрыва не миновать.
Переводы иммигрантами денег играют большую роль в экономике стран Южного Кавказа. Но размер этого потока напрямую зависит от ситуации на мировых рынках, особенно сырьевых. США сейчас близки к пересмотру антикризисной политики, что может привести в 2011 году к медленному спуску сырьевых цен, который ударит и по России. В этом случае обстановка в Армении и других странах осложнится. Однако и без этого новая волна роста цен на продукты обострит социальный кризис в странах Южного Кавказа. Тяжелое экономическое положение в странах ЕС не обещает иммигрантам с Южного Кавказа ничего хорошего. Восстание в Киргизии стало итогом такой проблемы: оттока экономических иммигрантов из РФ.
Грузия, безусловно, имеет те же социально-экономические предпосылки, что есть в арабских странах. Ее политическая особенность заключается в том, что на Арабском Востоке под ударом народных движений оказались проамериканские (прозападные) режимы, а режим в Грузии является просто американским. Когда он падет, что так или иначе практически неминуемо, США будет сложнее маневрировать, чем в случае с Египтом или Тунисом. Проще будет ЕС, он не так замаран связями с грузинским режимом. Главная беда Саакашвили в том, что он президент больших провалов. Ему удалось превратить страну в «инвестиционный рай», доведя население да предела нищеты и бесправия, но он проиграл войну и не сумел закрыть границы страны. Да и инвестиции не хлынули – начался кризис. Радикальный неолиберальный план экономического развития привел страну к острейшему социальному кризису.
Революции в государствах Арабского Востока влияют на ситуацию в регионе Южного Кавказа. Причем главное их «влияние» в том, что аналогичный сценарий политических (а следом и социально-экономических) перемен запрограммирован мировым кризисом.
Возможно, уровень развития стран Южного Кавказа выше, если мерить его по культурной шкале, чем уровень Египта или Туниса. Но с точки зрения политической зрелости арабский мир пока впереди. Более того, Россия, Казахстан, страны Восточной, да и Западной Европы рискуют со временем повторить арабский пример. Беда в том, что смягчает ситуацию лишь различие в уровне жизни. Он падает с разной высоты – но всюду падает. Правительства осуществляют типовые неолиберальные реформы, чтобы поправить финансы, но этим еще более осложняют положение людей. Нужна новая политика (прежде всего экономическая), но как проводить ее без удаления политических преград?