Сфера образования постепенно становится одной из зон наиболее острого конфликта в российском обществе, порождая острые публичные дискуссии и протесты, становящимися все более радикальными и массовыми. Нежелание Министерства образования и науки прислушиваться ко мнению подавляющего большинства населения страны превратило его руководителей в объект всеобщей ненависти, в людей, которым в пору вручать медаль «За подготовку революции». В преддверии московского митинга 1 тюня в защиту права на образование корреспондент Рабкор.ру обсудил эти вопросы с директором Института глобализации и социальных движений Борисом Кагарлицким.
Читая сообщения СМИ о социально-трудовых отношениях в России, можно прийти к мысли, что в нашей стране живётся гораздо лучше, чем в Испании, Португалии или Греции. Если в государствах юго-западной Европы безработица растёт, что приводит к массовым народным волнениям, как это было недавно в Мадриде на площади Поэрта дель Соль или в Барселоне, то в России растёт не безработица, а размер средней заработной платы. Что касается безработицы, то она у нас и без того невеликая постоянно снижается.
Одним из главных мифов, способствовавших крушению советской системы, была вера в то, что капитализм качественней обеспечивает население необходимыми ему товарами. Неолиберальные реформы, где бы они ни проводились, обосновывались таким же тезисом. Свободный рынок и частное предпринимательство создают единствннно надежный и эффективный механизм для удовлетворения потребностей людей - так говорили и говорят пропагандисты буржуазной системы.
История с арт-группой «Война», а в особенности присуждение ей премии «Инновация», вызвала настоящее бурление в кругах политобозревателей, общественных деятелей и прочей публики с активной гражданской позицией, не говоря уже об отечественной блогосфере. Мнения, высказываемые с разных сторон, тем не менее, весьма похожи: сторонники слагают оды «искусству высокого класса, принципом которого является ускользание от институций», ну или в крайнем случае называют это смелым актом гражданского протеста; оппоненты возражают, что и искусством-то это по сути никаим не является, так - хулиганство...
На протяжении целого года судьба подмосковного Химкинского леса остается предметом политической борьбы и общественной дискуссии, выходящей далеко за рамки местного конфликта. Противостояние экологов с властями и корпоративиными подрядчиками строительства коммеческой трассы переросло в столкновение левых активистов с фашистскими формированиями, в события вынужден был вмешиваться президент Медведев, обещавший исправить ситуацию, но обещание свое не выполнивший. Двое лидеров антифашистского движения Максим Солопов и Алексей Гаскаров — «химкинские заложники» — провели несколько месяцев в тюрьме по обвинению в организации беспорядков. Сегодня «химкинские заложники» на свободе, но борьба продолжается с прежней остротой. О судьбе леса, перспективах судебного дела и развитии событий в Химках корреспондент Рабкор.ру беседует с Максимом Солоповым.
На днях в социальных сетях появилось опубликованное на русском сайте радио «Свободы» интервью с сотрудником Института экономического анализа Ларисой Бураковой. Из него мы узнали, что г-жа Буракова два года изучала грузинский опыт реформ и написала книгу «Почему у Грузии получилось». Заголовок книги в концентрированном виде выражает отношение российских либеральных кругов в политическим и экономическим процессам, происходящим в нашей стране после так называемой «революции роз». Вопрос о том, получилось ли что-то из неолиберальных реформ, а если получилось, то что именно, даже не ставится.
Нет никаких сомнений, что многие из российских либералов, являющихся главными почитателями «арт-группы Война», вполне разделяют пафос борьбы с «консервативными советскими ценностями», да еще выраженной в формах «современного искусства». А потому они должны испытывать большой соблазн поддержать украинских борцов против «тоталитарного коммунистического режима».
Вышедший на российские экраны в апреле фильм «Generation П» по своей важности для отечественного кинематографа вполне способен стать тем, чем стал в свое время одноименный роман. В картине, срежиссированной Виктором Гинзбургом, высокому уровню постановки соответствует высокий уровень гражданской сознательности, что не может не вызвать восхищения. История из смутных девяностых была перенесена в настоящее и не только не потеряла актуальности, но напротив - стала еще более злободневной.
Никита Михалков, вжившись в роль боевого командира, явно решил хоть немного вывести «Цитадель» из-под огня критики. В интервью он заявил, что две части «Утомленных солнцем-2» - «не похожие между собой фильмы». Поводов для атак на новый фильм и правда стало чуточку поменьше.