Известно, что оценка социальной реальности, принятая в обществоведении и публицистике, не всегда с этой реальностью совпадает. Например, советские идеологи говорили о существовании в СССР двух дружественных классов - рабочих и крестьян - и отсутствии эксплуатации, а многие современные исследователи считают, что Советском Союзе номенклатура выделилась в отдельный эксплуататорский класс.
Слова «Абхазия», «Южная Осетия», «Грузия» в последние месяцы не сходят с телеэкранов. Наверное, уже каждый гражданин нашей страны, даже плохо разбирающийся в географии, знает, где находятся эти государства. И уж не стоит доказывать, что военные действия, развернувшиеся на этих территориях между российскими, грузинскими, южно-осетинским войсками и грузинской армией, стали центральным событием августа-сентября 2008 года. Весьма к месту пришелся вышедший в издательстве «Русская панорама» сборник документов, посвященный грузино-абхазским и грузино-югоосетинским отношениям, предшествовавшим этому конфликту.
Передача «К барьеру» с Владимиром Соловьевым, традиционно выходящая на НТВ, до сих пор остается безусловным эталоном жанра, пожалуй, даже наиболее качественной передачей этого формата на отечественном телевидении. Даже при том, что и ее коснулись некоторые «застойные» болезни российских политических программ. Например, набор одних и тех же (пусть и именитых участников), которые уже наскучили зрителям. Впрочем, […]
Труды классика мирового анархизма Михаила Александровича Бакунина уже не первый раз издаются в России. Но эту книгу можно считать поистине скандальной. И не случайно. В ней собраны работы, содержащие антисемитские и антигерманские высказывания Михаила Александровича, сделанные в ходе критики действий и идеи Карла Маркса и его последователей. Интересно то, что издан этот сборник в одном из крупнейших и престижных российских издательств - «Вече».
«У народов, политически противопоставляющих себя Грузии, будет востребована религиозная идентичность, противоположная грузинской. То есть ислам». Статья Андрея Гусева под таким интригующим заголовком была опубликована порталом Credo.ru в сентябре
Демография, еще несколько лет назад существовавшая в качестве «бедной родственницы», о которой вспоминали лишь деятели оппозиции, сегодня оказалась обласкана и востребована в самых высокий кабинетах. Впрочем, такое счастье привалило скорее разговорам о демографии, а вот мнение профессиональных демографов до сих пор оказывается заглушено идеологическими речевками. 11 сентября один из наиболее квалифицированных и наименее «митинговых» отечественных […]
Для любого заядлого потребителя российского TV или радио программы на исторические темы уже давно стали привычной частью меню. Отношение к истории в медиа обычно определяется совмещением приятного с полезным, то есть благородные задачи просвещения находят свое выражение в доступной форме захватывающих личных историй, загадок и парадоксов.
На российском телевидении царит в некотором роде полный плюрализм. В том смысле, что поддерживать власть можно стоя на любых позициях – как либеральных, так и патриотических. С критикой властей все обстоит сложнее. Эти самые критики помещены в своеобразные телезаповедники. Некоторые могут появляться в программе «К барьеру!» на НТВ, многие – на РЕН-ТВ. И в первом, и во втором случае – это гораздо чаще критики либеральные. Патриотическим критикам сложнее – ведь сами представители верховной власти позиционируют себя как патриотов-государственников. Возможно, поэтому к критике с этой стороны они относятся более настороженно. Но и для патриотических оппозиционеров на отечественном телевидении сохранены места обитания.
Любое художественное явление в своей основе социально. Возникает новое поколение художников, которые в своем опыте пытаются оттолкнуться от предшествующего культурного явления. В этом заключается органика нового художественного явления. Прошедшая недавно 1-я Московская биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» является в этом смысле симптоматичным примером. Узко поставленные тематические рамки здесь не только не позволяют "раскрыть тему", но и вовсе этому препятствуют.
В Москве, в выставочном комплексе «Фабрика» (Переведеновский пер., 18) открылась выставка, в подготовке которой принимали участие члены движения «Вперед».
Действие самих известных советских фильмов и спектаклей 1930-х годов происходило на производстве. Даже если они были посвящены спортсменам. Действие фильмов и спектаклей 1970-х годов – в НИИ. Даже если они рассказывали о колдунах и магии. Игра актеров в 2000-х все чаще переносит зрителя в офис. Даже если это спектакль о радио.
Отношение к жанру мультипликации как к чему-то несерьезному давно уже кануло в Лету. Мультфильмы научились разговаривать на языке «большого кино», а некоторые из них по своей выразительности переплюнули старшего брата. Сравнительно недавний прорыв в области 3D-анимации пробудил интерес к этому жанру у массового зрителя, что подтверждается уровнем бюджета и кассовых сборов особенно удачных проектов. Вот и вышедший на днях «ВАЛЛ-И» («WALL-E») ворвался на первые места в кинорейтингах. С чем связан этот успех и заслужен ли он? Или первый ажиотаж вокруг мультфильма стихнет, и зритель посмотрит на него более внимательным взглядом?
Политический обозреватель, берущий интервью у героя – это в порядке вещей. Политический журналист, сам ставший героем интервью – это уже определенный знак качества. Ну, а интервью с политическим обозревателем, растянувшееся на 413 страниц и изданное 26 лет спустя в другой стране – событие вообще исключительное. Ведь издатели должны быть уверены, что это будут читать. В «Пристрастном зрителе», действительно, есть что почитать. Раймон Арон – видный французский философ, социолог и политический обозреватель ряда крупных изданий. В декабре 1980 года журналисты Жан-Луи Миссика и Доминик Вольтон взяли у него обширное интервью о событиях, участником или свидетелем которых он был, а также о тенденциях развития того времени.
Кинокомпания HBO, известная в России, как производитель сериалов «Секс в большом городе» и «Клиент всегда мертв», несколько лет назад решила замахнуться на полотно исторического масштаба. Телезрителям был представлен сериал «Рим», посвященный падению республики и установлению принципата (фактической самодержавной власти императоров) в «вечном городе» и его провинциях.
В прогремевшей в декабре 2007 года комедии «День выборов» и в широко известном в театральных кругах спектакле «День радио» есть эпизод с участием «дуэта авторской песни «Двое против ветра»». Начинается песня двух «геологов» с романтических мотивов: «За окном пролетает снежинка, как огромный седой вертолет….» Но чем дальше «барды» втягиваются в ее исполнение, тем более эмоциональными и агрессивными они становятся, в конце концов заявляя: «Не понять вам, живущим в квартирах, пидарасам, студентам, жидам, тех красот настоящего мира, где бродить только нам, мужикам!»… При чтении книги Виктора Фридмана «Социалистические штаты Америки. Дежа-вю, Или Новые песни о старом» вспоминается именно эта, вовсе не старая песня.
Обращаясь к книгам о зарубежных странах, читатель (если только он не руководствуется чисто научным интересом) хочет погрузиться в новый для него мир, оказаться «на другой планете» – хотя бы ненадолго. Бывает, однако, что за экзотическим и непривычным фасадом угадывается что-то до боли знакомое. Неожиданно ощущаешь, что попал в «параллельную Россию». Различия, конечно, есть, но и сходство очевидно. Это сходство может умилять, но может и пугать – вот он, путь, на который твоя страна, к счастью, не встала, не дай Бог, может встать в будущем или это тупик в конце пути, по которому страна уже идет.