«Сантьяго Сьерра (Santiago Sierra) – испанский художник, живущий в Мексике». Так начинаются почти все статьи о художнике. Он сам подчеркивает это в своих интервью. Факт своей географии Сьерра воспринимает как метафору утраты Испанией своей аутентичности в новой Европе.
На мировой художественной сцене Сантьяго Сьерра активно работает уже около 15 лет. Он представлял Испанию на 50-й международной биеннале в Венеции, где перекрыл вход в испанский павильон (при этом войти можно было только через «черный ход» – по испанским паспортам), принимал участие в 26-й биеннале современного искусства в Сан-Паулу и других крупных международных выставках. В России он выставлялся дважды – на 1-й и 2-й Московских биеннале современного искусства.
Магистральная тема художника – это эксплуатация человеческого тела, из которой извлекается прибыль. Он нанимал людей за деньги в обмен на их участие в самых невообразимых перформансах. Сьерра заставлял людей обесцвечивать волосы, сидеть в картонных коробках, рыть ямы и выполнять другой тяжелый физический труд. С помощью этого наемного труда он создавал огромные объекты из бетона, дерева и асфальта, вырезал глыбы из стен (нанятые люди делали это опять же за определенную плату: когда человек нанимается на работу за деньги, вопрос «зачем» не ставится).
Хотелось бы подробнее описать несколько проектов Сьерры. В 2004 году с помощью нанятых рабочих он создал огромный черный куб около 4 метров высотой, на котором было написано «568 часов труда». Именно столько времени потребовалось группе рабочих на создание этого объекта. Вот такая устрашающая формула наемного труда.
О другой свое работе художник рассказывает: «Я искал человека, у которого никогда не было татуировок и который никогда не собирался их иметь, но который бы согласился ее сделать за некоторую сумму. Этот человек получил 50 долларов». Сьерра нанес ему условную горизонтальную полосу через всю спину. В другой раз шесть молодых безработных – выходцев из Старой Гаваны, получив по 30 долларов каждый, предоставили художнику свои спины под одну сплошную линию-татуировку. Еще в одной публичной акции, во время открытия выставки Art Limited на ярмарке Art Basel, трое подданных Турции должны были держать баннер с турецким текстом Inlander Raus, что в переводе значит «Все местные – вон». Несмотря на то что акция должна была повторяться в течение нескольких дней, нанятые люди не выдержали и покинули место работы, объяснив это нежеланием оставаться в столь неловкой ситуации. В работе «Человек, произносящий фразу» Сантьяго предложил бедняку, встреченному на одной из центральных улиц Бирмингема, произнести такую фразу: «Мое участие в этом проекте может принести 72 тысячи долларов прибыли. Мне же заплатили пять фунтов».
Подобных акций у Сантьяго Сьерра более сотни. Некоторые из них массовые – в них может быть задействовано до 300 человек. Часть акций проводилась как провокации и перформансы в разных художественных галереях, куда приглашались зрители. Другие проводились на улице и существуют в виде документации. Вся документация Сьерры тщательно стилистически выверена – это всегда неконтрастные черно-белые фотографии. Они выставляются в галереях и музеях, хранятся в частных коллекциях и продаются на художественных ярмарках.
Скоро в Москве откроется большая выставка работ Сантьяго Сьерра. И мы обязательно о ней расскажем.
Александра Галкина