Фильм-притча Боба Гейла «Трасса-60» менее знаменит, чем приключенческая комедия «Назад в будущее». В прокате «Трасса-60» прошла не так заметно, да и на отечественном телевидении чаще пользуется вниманием дециметровых, а не федеральных телеканалов.
Между тем это довольно интересная картина. Начиная с отсутствия в ней (за исключением одного короткого эпизода) «сортирного юмора», которым часто отличаются американские фильмы, попадающие в отечественный прокат, и заканчивая простой, но все же важной идеей: нужно идти своим путем и стараться избегать стереотипов, навязанных окружающими.
Кратко сюжет фильма можно описать так. 22-летний Нил Оливер предпочитает всегда плыть по течению, не решаясь делать самостоятельный выбор. Под давлением родных он готов отказаться от мечты стать художником и пойти учиться на юриста. Однако в день рождения герой загадывает «получить ответ на свою жизнь» – и сталкивается с персонажем по имени О.Ж. Грант, исполняющим желания, и благодаря нему попадает на федеральную автостраду № 60, которой нет ни на одной карте Америки. Во время путешествия по этой трассе Нил узнает, что такое ответственность, самостоятельный выбор, призвание, настоящее искусство, и к тому же находит свою любовь.
Однако писать о «Трассе-60» не имело бы смысла, если бы в некоторых эпизодах фильма не высмеивались культура, образ жизни и политика в США и, может быть, в странах, где установилось общество потребления.Заметных примеров такого антисистемного юмора в фильме несколько.
Самым ярким из них, пожалуй, является появление героя в городе Бентон. Городок этот примечателен тем, что там разрешен к употреблению особый химический наркотик – «эйфория». Тот, кто единожды употребил его, уже никогда не вылечится от зависимости, а ломка так страшна, что платить за новые дозы готовы все. Причем распространяют наркотик местные власти, которые сами заказывают новые партии и контролируют поставки.
Попытка Нила Оливера отговорить одного из молодых людей от этого пути заканчивается… появлением полиции. Нил оказывается в полицейском участке, где ведет примечательный разговор с местным шерифом. На упреки в том, что употребившие «эйфорию» уподобляются животным, шериф отвечает: «Мы все животные, просто у некоторых другие приоритеты. Но вне зависимости от приоритетов Бентон – замечательное место… У них простая счастливая жизнь среднего человека. Никакой ответственности, никаких лишних мыслей… Какая ирония: сначала сражались за свободу, потом против рабства. Как же они распорядились своей свободой? !» По-моему, комментарии здесь излишни – отношения власти и «среднего человека» показаны очень наглядно.
С большим юмором высмеяны в фильме и перегибы американской судебной системы. Есть на «Трассе-60» примечательный населенный пункт под названием Мерлоу. Это «самый законопослушный город Америки». Законопослушный, возможно, потому, что он населен одними адвокатами, подающими иски по любому поводу. Иногда друг против друга, но чаще – против приезжих. Чтобы оплачивать дорогие услуги юристов, приезжим приходится останавливаться в городе и выполнять там работу, на которую местные жители не согласны: убирать улицы, торговать в магазинах, «чинить туалеты» и т.д. Город увешан объявлениями, вроде «Бег трусцой строго по разрешению» или «Публичное проявление чувств без разрешения запрещено».
Естественно, при въезде в город на Нила Оливера сразу подает иск «мистер Дж.Дж. Мэдисон – за наезд на его кота Сникерса», якобы совершенный некоторое время назад. То, что Нил в городе впервые, а у мистера Медисона аллергия на кошек и потому кота отродясь не было, дела не меняет. Впрочем, оказывается, что «дело Мэдисона – мелкое дело… Сложное дело – это щит при въезде в город». Когда было принято решение установить новый щит, один истец оспорил указанное на нем число жителей, другой – правильность границы города, где должен стоять этот щит. Приглашенный топограф не смог приступить к работе, поскольку на него тут же подали иск за курение в неположенном месте. Кроме того, кто-то подал иск по поводу того, что опоры щита могут нарушить экологический баланс почвы. В итоге, должно пройти еще не менее двух лет, прежде чем щит все-таки установят.
Наконец, пусть и не столь оригинально, но забавно смотрится «Музей поддельного искусства» в городе Ренберг. Здесь можно посмотреть картины знаменитых художников – а затем купить их дешевые копии, написанные племянником хозяйки музея. За все годы существования этого заведения не продано ни единой картины – а между тем то, что так дешево продается, и есть оригинальные полотна. Однако без удостоверения, что это «оригинальные картины», созданные живописцами с именем, они никому не нужны. Отношение к искусству исключительно как к товару, конечно, вовсе не западное и не недавнее изобретение, однако именно в нашу эпоху это явление приобрело столь грандиозные размеры.
Один мой друг, человек леворадикальных взглядов, сходил несколько лет назад на премьеру фильма «Матрица-революция», не видев двух предыдущих картин этого цикла И долго потом возмущался, что за обман устроили проклятые капиталисты: как раз революции-то в «Матрице» и не было. Поэтому обращу внимание еще раз на то, что «Трасса-60» вовсе не какой-то революционный или открыто контркультурный фильм. Однако и в ней заметен антисистемный, антиамериканский и даже политический юмор. Что является поводом посмотреть этот фильм или взглянуть на него по-новому, если вы уже раньше его видели.
Олег Никитин