Список 400 крупнейших компании России – это первое, что бросается в глаза при взгляде на выпуск журнала «Эксперт» № 39 (628) за 6-12 октября 2008 года. Однако этот номер может быть интересен не только экономистам. Так, две его статьи посвящены изменениям в партийной системе двух ведущих стран ЕС – Германии и Франции. Статья Сергея Сумленного («Горцы подвели») посвящена прошедшим 28 сентября выборам в ландтаг Баварии, а материал Константина Мацана («То ли левый, то ли правый») – ситуации в Соцпартии Франции.
В Германии переживают шок консерваторы из ХСС, многие десятилетия управлявшие Баварией. На выборах они получили лишь 43,4 % против 60,7% 4 года назад. Это самый низкий результат партии с 1954 года. Напомним, что Христианско-социальный союз – часть знаменитой консервативной связки ХДС/ХСС. Представители ХСС действуют только в Баварии, а ХДС – только за ее пределами.
Зато большого успеха добились прежде маргинальные левые партии: небольшая организация «Свободные избиратели» получила 10,6 % (обойдя парламентских «зеленых» и «свободных демократов»), а более популярное на федеральном уровне объединение «Левые» – еще 4,3 %.
В тот же день, 28 сентября, в соседней Австрии, где политическая система во многом схожа с германской, системообразующие центристские Социал-демократическая и Австрийская народная партии получили всего 29,7 % и 25,6 % голосов избирателей соответственно. Зато ультраправые Австрийская партия свободы и Альянс за будущее Австрии получили соответственно 18 % и 11 % голосов, почти удвоив свой прошлый результат.
Не лучшие времена переживает и Соцпартия Франции, которая в начале ноября должна выбрать нового лидера. Серьезных претендентов на этот пост трое. По данным Института изучения общественного мнения Франции, 43 % опрошенных поддерживают мэра Парижа Бертрана Деланоэ (на его стороне и такие влиятельные социалисты, как Лионель Жоспен и нынешний лидер партии Франсуа Олланд). Добавим пикантную подробность: Деланоэ – гомосексуалист, что он сам неоднократно подчеркивал. Второе место занимает мэр Лилля Мартин Обри с 28 % и лишь третье – кандидат социалистов на президентских выборах 2007 года Сеголен Руаяль с 23 %.
Однако шансы Соцпартии на грядущих выборах пока оцениваются как очень туманные, поскольку она окончательно утратила внятную идеологию и программу. «Теперь во Франции при как бы правом президенте Николя Саркози работает как бы социалист Бернар Кушнер на посту министра иностранных дел. Как бы левый Доминик Стросс-Кан, бывший гуру СПФ, с радостью получил при помощи Саркози традиционно правую должность – пост главы МВФ. «Как бы» в данном случае не слово-паразит, а единственный способ получить политическую реальность Франции. Реальность, где левые могут быть согласны с приватизацией госмонополий, а правые могут занимать умеренную позицию в отношении однополых браков», – отмечает «Эксперт».
Итак, пока в России пытались построить политическую систему с «настоящими партиями», которым избиратели отдают предпочтение исключительно за четкие программу и идеологию, европейская политическая система почти превратилась в российскую недавнего образца, где главную роль играют работа политтехнологов и личная харизма лидеров.
Кризис системообразующих европейских партий – это сочетание кризиса идеологии, программы и отсутствия ярких лидеров. На этом фоне шансы появляются у объединений второго эшелона, часто весьма радикальных, как справа, так и слева. Так, в Германии все больше укрепляет позиции партия «Левые», созданная левыми социал-демократами, наследниками правившей в ГДР СЕПГ и малыми левыми группами. Пока соцопросы пророчат ей место третьей по популярности партии в стране с 12 % поддержки.
Конечно, ведущие европейские партии переживают уже не первый кризис. И взлет малых партий может быть остановлен – как это произошло с ультраправыми во Франции и Голландии или с Партией демократического социализма в Германии. Но в том, что у «новых партий» появляется шанс, сомневаться не приходится.
Олег Никитин