Даже мировой финансовый кризис не смог отвлечь редакцию журнала «Эксперт» от действительно глобальных тем. Материалом номера № 38 (627) этого журнала стала 15-страничная статья «Теперь здесь ислам», подготовленная Александром Кокшаровым и Сергеем Сумленным.
Исламизация Европы занимает первые места среди страхов европейцев и столь же почетное место среди стереотипов о Европе в других частях света. Книги вроде «Мечети Парижской богоматери» (в которой действие происходит в будущем, когда ислам окончательно загнал в подполье европейское христианство, а знаменитый собор превратился в исламское святилище) только подогревают эти страхи и транслируют их в другие части христианского и постхристианского мира, где также начало расти мусульманское население. В том числе в Россию. Но насколько эти страхи обоснованы? Этой теме и правда стоит посвятить как минимум 15 журнальных страниц.
Авторы статьи пытаются отрешиться от эмоций и перейти к фактам. Действительно, мусульманское население Европы растет, и в будущем имеет все шансы вырасти еще больше. В Германии сейчас проживает 1,8 миллиона мусульман, из них 800 тысяч уже имеют немецкое гражданство, а в некоторых районах крупных городах они составляют до 40-50 % населения. Среди жителей Австрии, по различным данным, от мусульман 4,2 до 4,9 %, а к 2051 году их доля может возрасти до 18 %. В Швейцарии доля мусульман составляет около 5 % населения, причем всего за 10 лет она удвоилась. Среди лондонцев 8% мусульман, среди парижан- 12%, среди брюссельцы – 20%, а в британском Бирмингеме и голландском Роттердаме мусульмане составляют почти половину населения.
В это можно поверить, если учесть, что в некоторых немецких школах уже сейчас до 90 % учеников происходят из исламских семей. В Британии на молодежь в возрасте до 16 лет приходится около 20 % населения, но среди местных мусульман этот показатель составляет 38 %. В Амстердаме, Гааге и Роттердаме мусульмане составляют 60% населения моложе 20 лет.
Всего в странах ЕС проживает 16 миллионов магометан, что составляет около 3,4 % населения, но, согласно прогнозам, к 2050 мусульмане будут составлять уже 70 миллионов человек или 15 % населения ЕС. Причем в Нидерландах, Франции, Германии и Британии к этому сроку доля мусульман должна стать еще больше – 20-25 %. При этом еще недавно исламское население в Европе было ничтожно мало. В 1950 году исламское население всей Западной Европы составляло всего 300 тысяч человек, а в 1970-м – 2,7 миллиона.
Действительно, мусульмане ведут себя в странах ЕС все более уверенно, чувствуя, что их теперь много. Профессор Венского университета Рюдигер Лолькер, комментируя ситуацию для «Эксперта», отметил, что примерно с 1980 года мусульмане-мигранты перестали уступать дорогу европейцам на улицах. В европейских городах все чаще появляются мечети, а в европейских органах власти – представителей исламской общины. Так, при обсуждении возможности строительства мечети во Франкфурте уроженка Ирана член городской комиссии по образованию и интеграции Наргес Эскандари заявила: «40 % населения Франкфурта составляют мигранты. Кому это не нравится – пусть уезжает».
Последнее – просто материализовавшийся ролик российской партии «Родина» на выборах в Мосгордуму в 2005 году, в котором «гости с Кавказа» презрительно говорят девушке славянской внешности: «Понаехали тут!». Этот ролик неплохо бы отразил и страхи европейцев. Вдруг прежние гости захотят стать хозяевами, у которых уже «коренное население» будет находиться на положении «лиц второго сорта» и будет вынуждено забыть свою культуру? Кстати, уже сегодня в Германии около 18 тысяч этнических немцев приняло ислам (став «конвертитами»), а доля католиков среди местных жителей сократилась за последние 10 лет на 7 % или на 2 миллиона человек.
Эти опасения подпитывают силы «продавцов страха» – рост ультраправых настроений в Европе не для кого не секрет. В тексте рассматриваемой нами статьи особый раздел посвящен одному из таких движений – швейцарским «охотникам за минаретами». Уцепившись за высказывание турецкого премьера Эрдогана «Мечети – это казармы, минареты – это штыки», лидеры движения решили (и не без успеха) убедить коренное население в том, что именно минареты – некий знак превосходства мусульман над христианами и именно их строительство следует запрещать.
Но оправданы ли эти страхи? Во-первых, единое мусульманское сообщество существует разве что в умах европейских ультраправых. Европейские мусульмане жестко разделены по этническому признаку. «В Амстердаме турок не пойдет в марокканскую мечеть, а марокканец – в турецкую. Кроме исключительных случаев, конечно. И это несмотря на то, что и там, и там имам будет читать молитвы на арабском», – заявил журналистам «Эксперта» сотрудник турецкого исламского центра в Амстердаме Мехмет Эркин. Добавим от себя такой явный пример, как противостояние этнических турок и курдов в Германии: и те, и другие – мусульмане, но в ненависти друг к другу дадут фору любым ультраправым. Собственно, распределение мусульман по разным частям Европы чаще всего связано с колониальным прошлым этих держав. Так, в Британии больше выходцев из Индии и Пакистана, во Франции – из Северной Африки, в Нидерландах – из Индонезии и Суринама.
Во-вторых, европейские мусульмане в большинстве своем не являются ревностными верующими. Во Франции лишь 5 % мусульман посещают мечети регулярно, не более трети молятся хотя бы раз в день. Это мало отличается от уровня религиозности европейских христиан. Скопление людей, совершающих намаз прямо на улице, расстелив коврик, связано не с численностью фанатично верующих, а с мизерным количеством мечетей в Старом свете. Так что пока у Собора Парижской Богоматери больше шансов превратиться не в мечеть, а во что-нибудь светское – скажем, музей или клуб. По обсуждению проблем исламизации.
Отметим также, что раздражение мусульман, которого так боятся коренные европейцы, часто вызывается действительно существующей дискриминацией мигрантов – и больнее всего она бьет по тем из них, кто как раз хочет интегрироваться в местное сообщество. «Эксперт» приводит пример Элиф Коч – 30-летней жительницы Франкфурта, этнической турчанке с немецким гражданством. По профессии она – преподаватель английского языка, но не может преступить к работе, поскольку носит платок-хиджаб, в котором запрещено появляться в образовательных учреждениях. При этом католические монахини, даже если они ведут светские предметы, могут появляться в школах в хабитах своих орденов. Как подчеркивается в постановлении Конституционного суда Баварии, под запрет в образовательных учреждениях подпадает только ношение мусульманского хиджаба, в то время как католический хабит «является частью христианской культуры» и потому «без проблем может быть интегрирован в систему школьного образования». Кроме того, в Германии христианские церкви до сих пор занимают особое положение. Например, по воскресеньям по настоянию католической церкви магазинам запрещено вести торговлю, а государственное налоговое ведомство собирает с верующих специальный церковный налог.
«Я ношу платок с 18 лет, – рассказывает Элиф Коч. – Моя мама даже отговаривала меня от хиджаба, говорила, что у меня могут быть проблемы в школе… Я не понимаю, почему хиджаб должен вызывать страх. В конце концов, я выросла в христианском обществе, но стала мусульманкой, так почему дети должны стать мусульманами только потому, что учительница носит платок?.. Однажды мой зубной врач спросил меня: «А что, после университета вы собираетесь на родину?» И что я должна была ответить? Я родилась в Германии, у меня немецкое гражданство, а страну своих предков я знаю только как место проведения отпуска».
«Если бы мусульманка Коч не поставила себе амбициозную цель заниматься квалифицированной работой, а довольствовалось бы жизнью в социальном низе, таких проблем у нее не возникло бы», – резюмируют журналисты «Эксперта».
Европейская исламофобия – неплохой повод позлорадствовать для антизападников всех окрасов. Вспомним, что чуть более 100 лет назад европейские колонизаторы совершали в странах «третьего мира» такие зверства, что по сравнению с ними самые жестокие поступки участников знаменитых беспорядков французских мигрантов могут показаться игрой в песочнице. Ну а если без злорадства, то действительно ли основания для страхов европейцев имеют серьезные основания? Ведь 3-4 % мусульман в ЕС сегодня и даже прогнозируемые 15% в 2050 году – довольно немного. Это число примерно сравнимо с долей мусульманского населения в современной России и значительно ниже, чем мусульманское население в Российской империи и СССР. Но ничего страшного в нашей стране в связи с этим не произошло. Конечно, полиэтничность (и поликонфессиональность) России – следствие многовекового сосуществования представителей разных народов и религий. А значительная мусульманская община в Европе образовалось просто в ничтожно короткий по историческим меркам промежуток времени. И все-таки не без гордости отметим, что при всех недостатках религиозной и национальной политики в нашей стране европейцам есть чему у нас поучиться.
Интересно, что ультраправые силы в Европе как раз выступают резко против интеграции мигрантов в европейскую социальную жизнь. Возможно, в этой интеграции и заключается решение, которое уничтожит и «исламские страхи» страхи, и их причины. Но ориентироваться стоит не только на социальную, но и на политическую интеграцию мусульман. В Европе должны найтись политические силы, которые возьмут эту часть населения под защиту. Такую роль как раз могли бы сыграть европейские левые. Статья в «Эксперте» начинается с недавней истории со строительством мечети в Кёльне. Местные ультраправые вышли на митинг протеста под лозунгом: «Остановим исламизацию!». Эта демонстрация собрала полсотни человек. Однако она даже не смогла подойти к кёльнской мечети: здание окружило 40 тысяч леворадикалов, преградивших дорогу ультраправым. И вот здесь уже российским левым есть чему поучиться.
Николай Михайлов