Сейчас уже большинству российских граждан очевидно, что проводимые правительством реформы системы образования последовательно эту систему разрушают. Последовательность, правда, проявляется только в том, что все инициативы правительства в области образования последние несколько лет наносят удар по его качеству и доступности. Во всем остальном ни последовательности, ни продуманной логики не наблюдается.
Никто не любит люмпен-пролетариат. Само это слово, произносимое с нарочитым презрением, стало распространенным ругательством. Оно выражает как страх перед угрозой извне, так и опасение за собственную судьбу в среде «неудавшегося среднего класса». Люмпеном у нас пугали детей, а образ Шарикова надолго стал укором всем левым. Нелюбовь к люмпену, персонифицированная в неком донбасском гопничке, стала одним из катализаторов украинского Майдана.
Неужели из университетов исчезнут гуманитарные науки? Сам этот вопрос абсурден. Это все равно, что спрашивать, исчезнет ли алкоголь из баров или эгоизм из Голливуда. Как не может быть бара без алкоголя, так и университет не может существовать без гуманитарных наук. Если история, философия и прочие исчезнут из академической жизни, на их месте останутся лишь заведения для обучения техническим навыкам или корпоративные исследовательские институты. Но это был бы уже не университет в классическом смысле слова, и называть его так было бы ложью.
16 ноября около полудня в Санкт-Петербурге у здания городской администарации на площади Пролетарской диктатуры началась акция протеста, сильно выделяющаяся из общего ряда многочисленных оппозиционных мероприятий. Колонна из примерно 15 машин кружила по площади и оглушительно сигналила, в центре расположились около 20 человек с транспарантами. Это была несанкционированная акция профсоюза собственников гаражей «Рубеж» и жильцов общежитий, которых собираются выселять.
Мадриде, Афинах, Бухаресте или Париже народный гнев свидетельствует о социальной ожесточенности, о глубоком желании перемен. Однако все еще не хватает политической стратегии для их достижения, равно как и надежды на их наступление. Следует ли рисковать благоприятным моментом под предлогом отсутствия необходимых условий? Или же лучше сделать ставку на то, что "невозможное случается"?
Казалось бы, простой вопрос, ответ на который очевиден: против кого (чего) борются антифашисты? Против фашизма. Но что же означает пресловутый термин «фашизм»?
Факт остается фактом: эти 10 месяцев классовой борьбы вылились в ситуацию, остающуюся абсолютно открытой. Ничто не решено окончательно. Не просто миллионы и миллионы рабочих пришли в движение, но вместе с ними десятки тысяч активистов и членов профсоюзов на всех уровнях выступают за перемены, освобождаясь от контроля своих боссов.
Просмотр «Дитя человеческого» неизбежно напоминает нам о фразе, приписываемой Фредрику Джеймисону и Славою Жижеку, что легче вообразить конец мира, чем вообразить конец капитализма. Эта фраза точно уловила суть того, что я подразумеваю под «капиталистическим реализмом»: широко распространенное убеждение, что капитализм - это не просто единственная жизнеспособная политическая и экономическая система, но также и то, что сегодня невозможно даже вообразить последовательную альтернативу ему.
Похоже, мы забыли, что представляет собой фундаментальная природа государства, как определяли ее более 100 лет назад Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», где государство описывается как «исполнительный комитет» буржуазии.
За последние десять лет в России сформировалась новая генерация рабочих - как правило, достаточно молодых, сконцентрированных на современных, зачастую иностранных, производствах - над которой уже не так довлеет коллективный опыт разбитого и деморализованного советского рабочего класса. Выросшие и социализированные в эпоху рынка, эти трудящиеся далеки от советской ностальгии старшего поколения, равно как и от антикоммунистических предрассудков другой его части.
Оккупация штаба Консервативной партии - нечто большее, чем протест против повышения платы за обучение. Народ наконец-то начинает давать отпор!
21 октября 2010 года на историческом факультете СПбГУ произошло примечательное событие: ректорат запретил студентам проводить организованный ими самими, без контроля администрации и преподавателей, семинар, посвященный критическому анализу феномена университета.
Унеслись в прошлое, сдуло ветром «национальные» идеи-затеи. О нацпроектах сейчас почти не говорят. Что такое «План Путина»? Мало кто помнит. Конкурентоспособность фигурирует теперь в различных контекстах, и уже не понятно, что это такое. В России сегодня у всех на слуху новая затея - модернизация.
Современное рабочее движение Испании представлено целой сетью разного рода профсоюзных объединений. Одни из них являются массовыми, другие - нет, одни радикальные, другие - умеренные и социалпартнерские.
Сама суть капитализма - бесконечное накопление - заставляет компании отодвигать вопросы экологической безопасности на второй план, ставя во главу угла извлечение максимальной прибыли. В этих условиях вопрос о необходимости создания альтернативы капитализму сегодня встает с новой остротой. Редакция Рабкор.ру публикует манифест одной из таких альтернатив - экосоциализма.
Тема сектантства, этой дурной болезни, буквально разъедающей постсоветскую левую, является предметом навязчивой рефлексии той (к сожалению, немногочисленной) части современных социалистов и коммунистов, которая вообще способна к критике и самокритике.