Последний оплот социализма на Ближнем Востоке
Все сегодня говорят о волне народных революций, прокатившихся по странам Магриба. Но то, что на первый взгляд выглядит как единый процесс, на самом деле имеет более сложную природу. Выступления в народных масс Египте, где около 40 миллионов человек находятся за чертой бедности, являются вполне закономерными. Другое дело – волнения в Ливии, стране, где социальное государство равномерно распределяет сверхдоходы от нефти и газа между всем населением. Стране, где на улицах нет нищих и где долгие годы проводились смелые социальные эксперименты. Население страны всего шесть миллионов, это сплошной «средний класс». На должностях дворников работают гастарбайтеры из Тропической Африки. Может, это и не вполне соответствует идеальной утопии, но ясно то, что в Ливии особых социальных причин для народных выступлений не было.
Имело место лишь фрондирование диссидентов, извечное желание радикальных исламистов отбросить в прошлое светское общество, где женщины свободно ходят по улицам с открытыми лицами и непокрытыми головами. И тех и других используют племенные вожди, которые хотят контролировать всю выручку от нефти, а не делиться ей с населением.
В Триполи, в отличие от соседнего Каира, нет не только нищих, но и шикарных дворцов там тоже нету – вся лишняя недвижимость изымается. Жильем и недвижимостью в стране торговать нельзя. Собственником жилища по «Зеленой книге» считается тот, кто занял его и живет в нем. То есть сквоттерство официально закреплено в тексте, который заменяет Джамахирии конституцию. Конечно, все лишь декларации, а на практике там есть и армия, и секретные службы. Но покажите хоть одну современную страну, где это хотя бы декларировалось? Ну, кроме Венесуэлы, может быть.
Сам Муаммар Каддафи был в 1969 году, в период сентябрьской революции, настоящим Че Геварой Ближнего Востока. В 28 лет, когда к нему в руки попала власть, он думал только о том, как от нее отказаться. Он на тот момент был фанатом Насера и сторонником арабского единства. На следующий день после своего переворота прилетел к уже смертельно больному стареющему Насеру с призывом «придите и владейте нами». А Насер его только по плечу дружески похлопал. Он уже имел негативный опыт объединения в одно государство с Сирией в конце 50-х.
Каддафи сказал Бургибе: «Давай объединяться. Ты арабский социалист, и я тоже». Какие-то формальные протоколы о намерениях он и с Тунисом, и с Египтом подписал, но те его обманули, за что Каддафи на них жестоко обиделся. Через несколько лет чуть до войны с Садатом не дошло. Потом засел за изучение разных течений социализма. Полные собрания сочинений Бакунина и Кропоткиным по его указанию были переведены на арабский, даже Троцкого, для любви к которому у арабов мало причин, и того издал. Результатом штудий разных направлений социализма стала Третья мировая теория. Уже не национальный арабский социализм, а универсальное учение, альтернативное как капитализму и парламентской демократии, так и советской однопартийной социалистической системе. Все это изложено в «Зеленой Книге» и реализовано на практике в создании принципиально новой формы организации общества-джамахирии – государства масс.
Во многом социализм Каддафи был более радикальным, чем в Советском Союзе. Представьте себе: в восточной стране была полностью ликвидирована базарная торговля. Одно время в начале 80-х были только государственные магазины. Он страшно любопытен: как только узнает про какое новшество, непременно норовит внедрить его в собственной стране. Создали в Иране корпус стражей исламской революции, он у себя похожее ополчение создает – корпус стражей джамахирии. Создал Европейский Союз единое пространство без границ, Каддафи создает Африканский союз и делает безвизовый въезд в Ливию для всех граждан этого союза.
А еще был 1986 год, когда Шестой флот США бомбардировал побережье Ливии, стер с лица Земли его резиденцию и убил его приемную дочь. В отместку Каддафи принес ритуальную жертву – собственноручно зарезал корову, на которой было написано «Рейган-ковбой», и пригрозил, что вступит в Организацию Варшавского договора и сделает свои порты базой ВМФ СССР в Средиземноморье. А поводом для этого послужили обвинения в том, что Ливия спонсирует международных терроризм. Вот только под международным терроризмом тогда понималась, не мрачная «Аль-Каида», а революционные романтики из «Красных Бригад», РАФ и «Аксьон Директ».
Каддафи – веселый безумец, неутомимый экспериментатор, конечно, подуставший, но имеющий славное прошлое. И что могут предложить те, кто сегодня поднимает знамя династии короля Идриса. Шариатский халифат? Распад страны на племенные анклавы, как в Сомали? Или реставрацию монархии, превращение страны в еще один наследственный эмират? Позитивной программы не просматривается, а негатив нагнетает канал «Аль-Джазира», базирующийся в Катаре – главном конкуренте Ливии на рынке газа.