В последнее время большинство протестных акций в Санкт-Петербурге оказываются так или иначе связаны с Центром взаимопомощи рабочих. Эта структура существует уже больше года и заслуживает самого пристального внимания.
Прежде всего, необходимо вкратце описать историю ЦВР. В Петербурге попытки наладить координацию деятельности различных протестных групп (профсоюзов, социальных движений и инициативных групп) предпринимались с середины 2000-х годов. Наиболее удачная из этих попыток – создание Комитета солидарных действий, ставшего предшественником ЦВР. КСД функционировал несколько лет и прекратил свое существование в 2009 году. К тому времени организация фактически отслужила свое. В ней все менее активно участвовали представители профсоюзов. Толчком к полному распаду послужил конфликт между профсоюзниками и некоторыми левыми активистами, который произошел в период подготовки к 1 мая, и касался лозунгов на демонстрации. Для преодоления этого конфликта в тот момент уже не было ни возможности, ни желания. Профсоюзные активисты объявили о выходе из КСД. В нем остались только небольшие левые группы. Формально организация просуществовала еще некоторое время, но в августе 2009 года ее официально распустили.
В сентябре 2009 года представители профсоюзов ПрофТЭК и Полиграф Леонид Родин и Петр Принев, а также представители Товарищества инициативных граждан России (ТИГР) Дмитрий Клевцов и Дмитрий Можегов приняли решение о создании Центра взаимопомощи рабочих, организации, объединяющей рабочих активистов, социальные движения и политические организации в борьбе за права трудящихся. При этом под трудящимися понимались все, отчужденные от власти и частной собственности.В дальнейшем в работе ЦВР начали участвовать активисты профсоюза Института прикладной химии, профсоюза владельцев гаражей «Рубеж», Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), профсоюза «Защита», профсоюза «Фацер Амика» (пищевая промышленность), профсоюза «Тиккурилы», профсоюза сантехников «Жилкомсервис», инициативной группы «Питерские родители», а также левых политических организаций: ДСПА, «Социалистического сопротивления», Федерации социалистической молодежи, РКСМ(б) и анархистского «Автономного действия».
Со временем ЦВР стал, без преувеличения, ядром антикапиталистического сопротивления в Петербурге, объединив все значимые протестные силы города и установив связи с другими регионами России: с Москвой, Архангельском, Ростовом-на-Дону и так далее.
Занять ведущие позиции организации удалось благодаря нескольким факторам. Прежде всего необходимо отметить значительную активность ЦВР, интенсивность его работы. Наверное, нет возможности здесь подробно описать все акции, в которых принимали участие члены Центра. Следует отдельно выделить масштабные и долгосрочные кампании. Во-первых, это кампания солидарности с рабочими «Тиккурилы», которые выступили против рабских условий труда и создали профсоюз, присоединившийся к МПРА и ЦВР. Новый профсоюз подвергся репрессиям со стороны работодателя. Был уволен один из активистов Игорь Рамко, началось давление на председателя профсоюза Сергея Круглова. Кампания солидарности с рабочими «Тиккурилы» длилась в течение нескольких месяцев и принимала различные формы: пикеты перед магазинами, в которых продается продукция «Тиккурилы», перед финским консульством и российско-финской торговой палатой, граффити, юридическая помощь профсоюзным активистам и т.д. Борьбу российских рабочих поддержали активисты в Финляндии. В результате действий ЦВР Игорь Рамко был восстановлен на работе, но вскоре был уволен вновь. Противостояние на «Тиккуриле» продолжается, как продолжается и другая важная кампания ЦВР – протест против Федерального закона 83 и коммерциализации бюджетной сферы. Созданная весной 2010 года инициативная группа «Питерские родители» после неудачного опыта взаимодействия с парламентскими партиями вошла летом этого же года в ЦВР. В июле началась подготовка к митингу против ФЗ-83. В конце августа – начале сентября была проделана обширная работа по распространению информации о протесте против коммерциализации, прошел ряд пикетов. Но несмотря на серьезные усилия, митинг, прошедший 25 сентября, оказался провально малочисленным. После него наступил некоторый застой. Тем не менее борьба продолжается, идет подготовка агитационных материалов. Подъем может наступить после Нового года, когда закон вступит в силу и начнутся ожидаемые акции протеста учителей, которые планируются на первую половину января.
С ноября 2009 года борьбу против бюрократического произвола ведет входящий в ЦВР профсоюз владельцев гаражей «Рубеж», созданный при помощи активистов Центра. Лишь недавно ОМОН полностью захватил все гаражные комплексы на «Парнасе». Несмотря на это поражение, «Рубеж» продолжает функционировать и ведет подготовку к митингу, главным требованием которого будет отставка губернатора Петербурга.
Относительно недавно в ЦВР стали вливаться инициативные группы жильцов общежитий, которых выселяет частная фирма, приватизировавшая эти общежития. В рамках ЦВР создан оргкомитет для борьбы за права жильцов. За последнее время оргкомитет провел несколько акций: пикет перед жилищным комитетом администрации города 8 ноября, несанкционированные пикеты перед Смольным 16 ноября (совместно с профсоюзом «Рубеж») и перед Законодательным собранием Петербурга 1 декабря.
Итак, в данный момент ЦВР ведет тяжелые позиционные бои на огромном количестве направлений. Кроме описанных выше кампаний, Центр занят поддержкой профсоюза Института прикладной химии, движения «Молодые мамы за справедливый закон», которое добивается изменения закона о выплате пособий по беременности, и т.д.
Деятельность ЦВР охватывает практически все сферы социальной активности города. Во многом это заслуга структуры организации. ЦВР полностью открыт для всех желающих присоединиться. Его участником может стать любой гражданин, готовый бороться за права трудящихся. Практически единственным ограничением является запрет на сотрудничество с расистами и националистами. Тем не менее не так давно все-таки было принято решение отказаться от взаимодействия с так называемым Движением гражданским инициатив, лидеры которого рассматривали ЦВР, прежде всего, как инструмент в торгах с парламентскими партиями.
Хотя ЦВР провозглашает себя неполитическим объединением, в него входят левые политические организации, которые не стремятся навязать остальным участникам уже готовую левую идеологию, выработанную в кабинетах. Скорее, эта идеология развивается непосредственно в ходе совместной практической деятельности левых и профсоюзных активистов.
ЦВР не только вбирает в себя уже существующие протестные группы, но и участвует в их формировании, как это произошло, например, с профсоюзами «Рубеж» и «Жилкомсервис», или как это происходит в ситуации с организацией инициативных групп жильцов общежитий. В данный момент активисты Центра пытаются зарегистрировать новое профсоюзное объединение «Новопроф», но власти пока отказывают им в регистрации. В своем функционировании ЦВР успешно сочетает принципы сетевой организации, состоящей из автономных ячеек, с принципами централизма, который осуществляется через систему координаторов: в ЦВР есть один общий координатор и по два координатор по работе с профсоюзами и НКО, соответственно. Такая структура обеспечивает гибкость, возможность быстрых внутренних перестроек, мобильность и оперативность, а также способность расширения своей деятельности. Вероятно, принципы функционирования ЦВР на сегодняшний день являются оптимальными для построения широкой организации, объединяющей различные протестные силы.
В завершении надо сказать еще об одной важнейшей функции ЦВР. С тех пор, как эта организация развернула свою деятельность в Петербурге, все значимые левые группы города действуют сообща. Их представители регулярно встречаются на заседаниях Центра, где они могут координировать свои действия. Разумеется, разногласия между левыми остаются. Говорить о широкой политической организации еще рано. Вероятно, в данный момент ее создание было бы преждевременным. Но если в перспективе шаги к сближению будут все-таки сделаны, это будет заслуга ЦВР, который сам подталкивает левых к совместным действиям.
Исход борьбы за права трудящихся предсказать невозможно. В своей деятельности ЦВР сталкивается с большим количеством трудностей. Он выступает против врага, силы которого многократно превосходят его собственные. Активисты ЦВР подвергаются репрессиям со стороны властей. Ими уже заинтересовался Центр «Э». Но уже сейчас можно говорить о важности опыта ЦВР, который только предстоит осмыслить. Успешная деятельность ЦВР должна продолжиться. И к этому необходимо приложить все возможные усилия.