«Возмущенные» преобразовали площадь из места торговли в реальное пространство публичного взаимодействия. Вместо вечернего просмотра телевизора люди выходят на улицы, чтобы быть вместе и говорить об общем благе. Если демократия - это власть «демоса», или, иными словами, правление тех, у кого нет особых привилегий, будь то богатство, знания или власть, то сегодняшние события в Греции - самый яркий пример демократической практики в европейской истории последних лет.
История с арт-группой «Война», а в особенности присуждение ей премии «Инновация», вызвала настоящее бурление в кругах политобозревателей, общественных деятелей и прочей публики с активной гражданской позицией, не говоря уже об отечественной блогосфере. Мнения, высказываемые с разных сторон, тем не менее, весьма похожи: сторонники слагают оды «искусству высокого класса, принципом которого является ускользание от институций», ну или в крайнем случае называют это смелым актом гражданского протеста; оппоненты возражают, что и искусством-то это по сути никаим не является, так - хулиганство...
На днях в социальных сетях появилось опубликованное на русском сайте радио «Свободы» интервью с сотрудником Института экономического анализа Ларисой Бураковой. Из него мы узнали, что г-жа Буракова два года изучала грузинский опыт реформ и написала книгу «Почему у Грузии получилось». Заголовок книги в концентрированном виде выражает отношение российских либеральных кругов в политическим и экономическим процессам, происходящим в нашей стране после так называемой «революции роз». Вопрос о том, получилось ли что-то из неолиберальных реформ, а если получилось, то что именно, даже не ставится.
Нет никаких сомнений, что многие из российских либералов, являющихся главными почитателями «арт-группы Война», вполне разделяют пафос борьбы с «консервативными советскими ценностями», да еще выраженной в формах «современного искусства». А потому они должны испытывать большой соблазн поддержать украинских борцов против «тоталитарного коммунистического режима».
Ослепленные жаждой мести, Соединенные Штаты нашли и убили своего очередного врага. Народ ликует. А старые бушевские функционеры уверяют нас, что убийство бин Ладена в итоге доказало эффективность пыток в Гуантанамо. Европа аплодирует. Вассалы Америки (включая президента Пакистана) поздравляют своего сюзерена с успешным окончанием военной операции.
Вот уже несколько месяцев некоторые политические события, отдельные информационные поводы и все более сложная для миллионов французов социальная ситуация заставляют нас задаваться этим вопросом, даже если он и может показаться нелепым.
Рабкор.ру публикует заметку корейского экономиста Хаджуна Чан, автора недавно вышедшей книги «23 вещи, которые вам не говорят о капитализме», и его британского коллеги Данкана Грина, посвященную «налогу Робин Гуда» и другим вопросам реформы современной международной финансовой системы.
Сегодня арабские народы сообщают нам, что сопротивление и восстание снова рядом и что история выходит за пределы Истории. Они делают это, естественно, со всеми успехами и потерями, свойственными таким начинаниям. По меньшей мере, они подали необратимый сигнал, который, можно надеяться, вызовет некоторые последствия на территории Африки и как-то повлияет на гнусное продолжение драмы на бывшей Ханаанской земле.
Неужели ты не заметил с самого начала ощутимую разницу между событиями в Ливии и тем, что происходит в других местах? Что и в Тунисе, и в Египте мы увидели действительно массовые народные собрания, а в Ливии ничего похожего не было? Один мой друг-арабист в последние несколько недель планомерно занимался переводом плакатов, баннеров и флагов, которые были такой яркой особенностью тунисской и египетской демонстраций - и он не нашел ни одного примера этой агитации в Ливии, даже в Бенгази.
Интервенция США и НАТО в Ливию при поддержке Совбеза ООН является частью спланированной реакции, цель которой - оказать открытую поддержку движению против одного конкретного диктатора, чтобы тем самым положить конец арабским восстаниям, навязав им внешний контроль со стороны Запада, лишить их движущей силы и спонтанности и восстановить прежний status quo.
В многочисленных возмущенных комментариях по поводу претензий к поэту Всеволоду Емелину, которому вменяется нарушение 282 статьи УК, периодически мелькают высказывания, вызывающие недоумение. Пишут, например: «На великого русского поэта Емелина собираются завести дело, надо его поддержать и т.д.» — а что, если бы Всеволод был менее талантливым поэтом, то можно заводить и не поддерживать?
Само собой разумеется, что исход грядущих столкновений будет везде разным. Последствия даже самых громких побед всегда неопределенны. И чтобы вынести свой урок из событий в Северной Африке, нам, живущим в более обеспеченных странах, может понадобиться много времени. Старый неолиберализм готов продолжать наступление. Но теперь все знают, что он может существовать лишь до тех пор, пока мы ему это позволяем.
Как показывают опросы, для большинства россиян независимо от пола 8 марта - это просто еще один выходной день. Как говорится в одном из поздравлений, найденных в безбрежном пространстве интернета, «За лишний нерабочий день в году спасибо вам, волшебницы вы наши». Точно также относятся к этому дню органы власти и СМИ. Если пресса и публикует материалы, приуроченные к этому событию, то программа передач основных каналов, как и в любой другой праздничный день, состоит из одних фильмов и развлекательных передач.
Учреждение Российского социалистического движения (РСД) в начале марта этого года вызвало бурю эмоций на кухнях, в блогах, в газетах и головах отдельных ангажированных личностей. Казалось бы, ничего особенного: воссоединились две марксистские группы, «расколовшиеся» несколькими годами ранее по ряду малодоступных для широкой публики причин.
Финансовый кризис, который разразился осенью 2008 года, перестроил господствующие взгляды на капитализм и социализм. До недавних пор любая критика неолиберальных стратегий дерегуляции, приватизации и сокращения структур социального обеспечения - не говоря уже о самом капитале - отвергалась господствующими средствами массовой информации как бред сумасшедшего. Однако в начале 2009 года «Ньюсуик» вынес на свою обложку лишь отчасти ироничное заявление: «Мы все теперь социалисты».
С момента, когда люди отказались целовать или не замечать розги, которыми их пороли в течение стольких десятилетий, началась новая глава в истории арабской нации. Мгновенно, как подожженный листок бумаги, рассыпалась в пыль абсурдная, хотя и столь превозносимая, неоконсервативная идея, что арабам или мусульманам чужда демократия.