Каким же суровым был политический «ледниковый период» в России, если гражданское пробуждение, вызванное недовольством итогами выборов в парламенты, некоторые из нас воспринимают едва ли не как революционный подъём масс! Но если то, что случилось в декабре в России, называть революционным подъёмом, то тогда как понимать то, что происходит в Греции или Италии? На самом деле мы просто возвращаемся к нормальной политической жизни с относительно массовыми митингами и демонстрациями.
Как известно, человеческая память избирательна. Считается, что большинство людей на уровне подсознания запоминают прежде всего какие-то положительные моменты как своей, так и общественной жизни. Однако эта особенность сознания отдельного индивидуума периодически вступает в противоречие с теми задачами, которые ставит перед собой правящий класс того или иного общества. Правящий класс любого более менее развитого общества всегда нуждался в подданных, которые бы принимали существующую действительность если не как благо, то хотя бы как естественное состояние общества.
Столицы проводили старый год митингами, а политические комментаторы всех мастей наводнили интернет и прессу текстами, количество которых сопоставимо с численностью протестующих. Все уже высказались по нескольку раз, кто восторженно, кто скептически. Но, увы, мало кто попытался не оценивать происходящее, а понять его.
Столицы проводили старый год митингами, а политические комментаторы всех мастей наводнили интернет и прессу текстами, количество которых сопоставимо с численностью протестующих. Все уже высказались по нескольку раз, кто восторженно, кто скептически. Но, увы, мало кто попытался не оценивать происходящее, а понять его.
Все! Молчать нет мочи! А если серьезно: я расстроен тем, как мои товарищи, активисты радикальных левых организаций, восприняли общественный подъем, вызванный массовым недовольством официальными итогами голосования в представительные органы власти.
Алексис де Токвиль как-то сказал, что плохое правительство терпит крушение не тогда, когда творит всякие безобразия, а в тот момент, когда пытается исправиться. История с выборами в Государственную Думу в точности соответствует этой максиме. Если бы власть изначально планировала фальсификацию, тщательно к ней подготовилась и составила четкий план действий, то не было бы выявлено и десятой доли тех нарушений, сведения о которых буквально потоком обрушились на головы обывателя в понедельник 5-го декабря. И уж, по крайней мере, организаторы выборов сумели бы подготовить цифры так, чтобы процентов у них в сумме выходило около ста, ну, максимум, 102-103, как в прежние годы, а не 140-150.
Никогда не слышали утверждение, что нет ничего печальнее и унылее, чем неухоженная могила? Я - да, хотя мне скорей кажется, что нет ничего унылее нашей похоронной культуры и сопровождающих ее смутных представлений о смерти и как бы загробной жизни в головах людей, эту культуру разделяющих. Больше того, у меня все связанное с бытующими здесь и сейчас погребальными практиками, вызывает такую тоскливую неприязнь, что не хочется ни жить, ни умирать, а лучше бы уж вообще не рождаться.
В чем причины поразившей население нашей страны политической апатии? Почему даже случаи вопиющей несправедливости не встречают в нашей стране системного протеста? На этот вопрос не стоит искать легкого ответа. Причина всего происходящего отнюдь не проста.
Акция «Оккупируй Уолл-стрит» продолжается уже около месяца, выявив все свои возможности и одновременно спровоцировав бурную дискуссию среди американских левых о том, куда двигаться дальше. Эта дискуссия сейчас идет на ряде сайтов в США и англоязычных сайтов в других странах мира, включая и сайт «Аль-Джазиры», откуда Рабкор.ру с сокращениями и перепечатывает этот текст.Несмотря на то, что материал изобилует деталями, значимыми лишь для людей, знакомых с географией Нью-Йорка (но весьма поучительных для всякого, кто задумает организовать свой собственный протест в каком-лиибо ином месте), редакция сочла текст достойным перевода, просто потому, что он дает русскому читателю возможность почувствовать атмосферу и тон дискуссий, идущих сегодня в протестующей Америке.
Так получилось, что в один и тот же день я прочитал новость об акции украинской группы «Фемен» в Ватикане – «лицо и тело» объединения Александра Шевченко с обнажённой грудью требовала от папы Римского свободы для женщин – и посмотрел современный итальянский фильм «Прости, хочу на тебе жениться». И новость из Ватикана, и фильм, действие которого разворачивается в Риме, вновь навели меня на мысли о «женском вопросе».
Приближаются выборы. Можно, конечно, не замечать их, делая вид, что этот «очередной политический спектакль» снова нас не касается. Чистым всегда быть приятно. Пачкаться никто не хочет. А мы знаем, что выборы - это всегда грязь, тем более, выборы в России. Но что делать тем, что хочет «здесь и сейчас» включиться в процесс реальной политической борьбы? Что делать тем, кто устал от кладбищенской стабильности и от спёртого воздуха политического гетто?
Вопрос об участии в выборах - это, по сути дела, вопрос о признании эффективности этого демократического института как инструмента реализации насущных социально-экономических и политических интересов различных групп населения. Индивидуально, конечно, этот вопрос может решаться как технический и бытовой: ходить или не ходить (потому что неохота или некогда), во сколько лучше пойти, чтобы потерять поменьше времени и даже - что надеть.
Рамзи Баруд - палестинский левый политолог и журналист, работающий в Соединенных Штатах, издатель онлайн-газеты The Palestine Chroricle. В последнее время - один из самых популярных колумнистов на Ближнем Востоке, его тексты печатаются на арабском и английском языке в самых разных странах, от Ирана и государств Персидского Залива до Египта и Ливии. Баруд является одним из признанных идеологов Арабской Весны и одновременно решительным критиком политики Запада в регионе.
Движение за оккупацию Уолл-стрит началось далеко на периферии, добралось до центра и теперь, набравшись мощи, распространяется по всему миру. Что же дальше? Одна из главных опасностей, подстерегающих демонстрантов, - влюбиться в самих себя. На этой неделе на акции «Оккупируй Сан-Франциско» кто-то призывал толпу присоединяться к протесту заявлениями в духе шестидесятнических хипповских хэппенингов: «Они спрашивают, какая у нас программа. У нас нет программы! Мы пришли сюда веселиться».
В советские времена меня очень забавлял анекдот про партизана, который, выйдя из леса и узнав, что война уже кончилась, раздосадованно вздыхал: «А я все поезда под откос пускаю». Мораль этой истории очень проста - все хорошо в свое время. С выборами та же история. Написав статью, в которой он призывает левых участвовать в выборах, Дмитрий Жвания подробно разобрал всевозможные сектантские предрассудки по поводу электоральной борьбы и парламентской политики, привел кучу аргументов в пользу необходимости поддержки рабочих кандидатов «вообще» и «в принципе», но почти ничего не сказал о специфике именно нынешних выборов, сегодняшней политической ситуации.
После шести месяцев активного сопротивления, бесчисленных яростных речей, леденящих душу угроз и проявлений чудовищной жестокости Каддафи наконец покинул нас. Его крушение, однако, еще далеко не конец борьбы в Ливии. Оно означает лишь начало новой, гораздо более запутанной главы в истории государства. В то время как танки окружают последние позиции сторонников Каддафи в Сирте, набирает обороты холодная война за будущее страны. Общий враг побежден, и те, кто еще вчера были сплочены в борьбе против него, вспоминают о своих разногласиях. Начинается противостояние сил, претендующих на главенство в новой Ливии.