Небо рухнуло на землю. Река истории резко сменила русло. Нас всех ожидает диво-дивное, чудо невиданное. В Москве в кои-то веки появится… о ужас, мечеть! Впрочем, подождите – первая деревянная мечеть в столице появилась еще в 1782 году, а первая каменная (ныне известная как Историческая) – в 1823 году. С тех пор в Москве начало работать еще несколько мечетей, не считая молельных комнат. Однако начало строительства соответствующего культового сооружения в Текстильщиках многие обсуждают так, будто живут не в Москве с ее 700-летней историей взаимодействия с мусульманами, а во Франкфурте-на-Майне, где еще деды нынешних обитателей видели мусульман только на картинках. Даже на радио «Эхо Москвы» специально этой теме выпуск программы «Клинч» посвятили. 12 октября в радиостудии схлестнулись между собой съевшая собаку на «исламской угрозе» Елена Чудинова и известный исламский журналист Орхан Джемаль. Впрочем, складывалось впечатление, что целью диспутантов было не отстоять свое мнение, а напугать собственными взглядами как можно больше слушателей.
С аргументами Елены Чудиновой все было предсказуемо. «Москва теряет облик европейского города», «москвичи и вообще все жители России боятся ислама». Со слов писательницы выходило, что мусульман в Москве так мало, что мечети им ни к чему. Но при этом так много, что они вот-вот всех остальных москвичей выгонят из города. Эти настроения, кажется, передались гражданам, комментировавшим эту программу в интернете. В итоге от перепуганных юзеров за так и не построенную мечеть досталось не только выходцам с Кавказа или Средней Азии, но и… китайцам. Конечно, среди граждан КНР есть мусульмане (компактно проживающие, например, в Синцзян-Уйгурском автономном районе). Но львиную долю китайских мигрантов в России составляют выходцы из совсем других провинций. Прежде всего, Хэйлунцзян, среди которых мусульмане если и есть, то единицы.
Многие из посетителей сайта «Эха Москвы» заявили, что предпочли проголосовать за Орхана Джемаля, лишь бы не поддерживать Елену Чудинову. «Домострой против шариата – это не выбор», – заявил в Сети один из радиослушателей.
Впрочем, насчет «Домостроя» они явно погорячились. Ибо известную писательницу явно не впечатления от родных осин подталкивали на борьбу. Заговорив о Москве, самой столице Елена Чудинова посвятила лишь небольшую часть выступления. Зато в качестве аргумента против строительства новой мечети в центре России были привлечены истории о заявлениях Каддафи в Италии, школьниках в Германии, имамах в Британии и, конечно, французских читателях ее книги «Мечеть Парижской Богоматери». В общем, сразу было видно – к противодействию «исламской угрозе» писательницу подталкивает внимание к нуждам простых москвичей.
Впрочем, и Орхан Джемаль не отставал от своей оппонентки. На возмущение Чудиновой предложением британских имамов рубить руки за кражи, Джемаль-младший заявил: «Судя по тому, как вас нервирует исламский подход к искоренению воровства, вам, видимо, воровство ближе. Я не осуждаю формы борьбы с таким ужасным злом, с таким ужасным криминальным явлением, как воровство». Такой же ответ со стороны журналиста ожидал Чудинову и после упоминания о забивании женщин камнями за прелюбодеяние: «Надо полагать, что разврат вам ближе, чем борьба с ним». Далее последовало и более масштабная инициатива: «С законами шариата нужно делать следующее – их нужно поэтапно узаконивать, вводить в тех регионах, где есть необходимость в этом».
Неужели Орхан Гейдарович не понимал, что подобные заявления еще больше напугают слушателей и дадут ксенофобам дополнительные аргументы в руки? Вот его не менее знаменитый отец, Гейдар Джемаль, осенью 2008 года не исключал «бунта гастарбайтеров», лишившихся работы из-за кризиса. Как подобные заявления помогли трудовым мигрантам, сказать сложно. Зато на это высказывание не преминули сослаться журналисты, развернувшие информационную кампанию против гастрарбайтеров.
Не стоит также напоминать, что мир знает немало примеров светских государств с преимущественно мусульманским населением, где законы шариата как раз не действуют. Или привести пример той же Индии, где мусульманское меньшинство по численности сопоставимое с населением всей России, живет по светским законам. К тому же, трудовые мигранты в Москву приезжают не из Ирана или Саудовской Аравии, а из республик бывшего СССР, где законы шариата никто официально не вводил.
Таким образом, оба участника «Клинча» чем-то напоминали одного из персонажей книги «Сказки для идиотов» Бориса Акунина. Этот герой (чей образ явно навеян впечатлениями от всем известного прототипа) всю свою жизнь был антикоммунистом. Но после падения СССР в России все равно была восстановлена Компартия. Герой испугался, что коммунисты снова вернуться к власти. И чтобы не допустить этого, сам новую партию возглавил. В дальнейшем он добился, что коммунисты стали проигрывать даже заведомо выигрышные выборы. Но с ужасом стал замечать, что руководство страны, будто бы специально, делает все для того, чтобы утратить власть. Тогда он понял, что там, в верхах, сидит такой же «Штирлиц», только от коммунистов. Однако даже после этого герой не сдался. В финале рассказа он накануне президентских выборов отправляется в Голландию. Там он собирается сфотографироваться с проституткой-трансвеститом, чтобы потом самому же подкинуть это фото журналистам. Пожертвовать репутацией, но обязательно проиграть выборы – чтобы победить другого, кремлевского «Штирлица».
Слушая программу «Клинч» складывалось ощущение, что там столкнулись именно два таких «Штирлица». Оба гостя «Эха Москвы» и правда чем-то напоминали «заброшенных в глубокий тыл». Вряд ли простым москвичам помогут «самые модные страхи из Европы» от Чудиновой. А борьба за «законы шариата» не спасет трудовых мигрантов от бесправия.