Выставка «Город рабов. Cradle to cradle» в рамках специального проекта Московской биеннале.
Изначально Юп Ван Лисхаут и его группа работали в духе эстетики взаимодействия. «A-Portable» стал одним из самых известных проектов этой коллаборации. Группа смастерила судно, которое курсировало в зоне нейтральных вод, где продолжали действовать законы Нидерландов. Дрейфующий корабль был оборудован гинекологическим кабинетом, обслуживающимся квалифицированными специалистами. Услуга предоставлялась любой женщине, которая не могла сделать аборт на территории своей страны.
Другой проект мастерской ван Лисхаут пытался оспорить законы самих Нидерландов. В 2001 году они основали коммуну «AVL-Ville», которая стремилась создать систему безотходного производства, независимую от государства. Провалившаяся коммунитарная утопия ван Лисхаута переросла в более безопасную форму музейного проекта «Город рабов», а эстетика взаимодействия с сомнительными экспериментами над европейской демократией логически пришла к оправданию биополитики.
Выставка мастерской ван Лисхаута разделена на две части. На верхнем этаже Винзавода в «Цехе белого» представлена первая часть проекта «Город рабов». На экспозиции демонстрируется макеты, инженерные схемы зданий, рисунки и объекты, создающие общий вид «чудо-города», который основан на принципе Cradle to Cradle, то есть все том же безотходном производстве. Однако в этом проекте фантазия авторов не скована реалиями социальной ситуации, поэтому они домысливают отработанные коммуной «AVL-Ville» схемы, вводя сюда дополнительные элементы рабства и биополитической инженерии. Здесь каннибализм становится стержнем постоянно возобновляемого ресайклинга. Безотходный цикл производства становится возможным при использовании тел в качестве ресурсов топлива, биогаза и пиши. Непонятно, какая политическая сила объединила людей в подобный гражданский союз, цель которого – в поддержании естественных метаболизмов за счет собственной жизни. Вероятно, речь идет об менеджериальной идеологии, постоянно спекулирующей на темах экологии и перенаселения Земного шара.
«Город рабов» иллюстрирует инженерную мысль при помощи дорогостоящих материалов, размещая эскизы и планы зданий на холстах, облекая старые модели концентрационных лагерей в дизайнерские формы. Тут появляются элегантные антропоморфные здания а-ля «яйцеклетка», «сперматозоид», «кишечник» и.т.д. В «Городе рабов» вы найдете публичные дома для женщин и мужчин, организацию по умерщвлению людей и много других увлекательных вещей. В фантазиях Ван Лисхаута, богатых аллюзиями на тоталитарные режимы прошлого, также присутствует невроз «грязного семейного секрета» в духе вульгарного фрейдизма. Этот «грязный семейный секрет» благопристойные граждане обычно прячут от глаз подальше на чердак, чтобы потом шепотом передавать его детям в форме поучительных сказок про Синюю бороду. И конечно, на верхнем этаже экспозиции вы не найдете никаких явных признаков этого чердака.
Стильные, дорогие дизайнерские макеты города как будто сделаны для демонстрации проекта в городском комитете планирования. На холстах можно найти информацию о финансовой привлекательности города, расценки на жилье и содержание всей инфраструктуры в целом. А «Синяя борода», конечно же, поджидает вас в подвале, где представлена вторая часть экспозиции. Тут начинается настоящий «Cradle to Cradle»… Тотальная инсталляция, состоящая из орудий «пыток» рабов, разбросанных по всему помещению частей тела и их внутренностей. Однако этот жуткий хоррор выполнен с тем же дизайнерским блеском, с использованием все того же пенокартона и гипса, из которого сделаны архитектурные макеты на первом этаже. По меткому замечанию одного из посетителей, выставка «Город рабов» – это история о том, как буржуазия аплодирует сама себе. Для полного триумфа ей осталось только лишь окончательно ликвидировать свои подвалы.