Можете ли вы вспомнить площадку современного искусства в интерьерах «ампирных классических особняков»? Пожалуй, на память приходит только галерея «Триумф», которую не так давно неожиданно посетила мысль, что «битый кафель и оторванный пол» – куда более прогрессивная арт-территория. Идея, однако, пришла запоздало: пионерами трендовых скам-интерьеров уже успели стать «Винзавод», «ПROEKT_FAБRИКА», место в хвосте колонны занял подрастающий октябренок «Art play». Пытаясь запрыгнуть на подножку уходящего поезда, галерея «Триумф» действует привычными ей способами – бери больше, кидай выше.
Вдохновленная партизанским маркетингом заокеанских акул капитализма (Mercedes, Microsoft и Procter & Gamble), галерея в сотрудничестве с ММСИ затеяла поразительный по масштабам «креативный» проект, механизм которого выглядит так. На гигантской заброшенной территории «с дармовой арендой» – вроде старого кинотеатра, железнодорожного депо или котлована в Москва-Сити – стихийно возникает выставка актуального искусства. Каждая площадка используется однократно, после чего «музей без определенного места жительства» снова переезжает. Выбор художников диктуется спецификой очередного экспозиционного пространства, так что искусство, увы, едва ли больше, чем модная внутренняя отделка.
Дебютом «Партизанского музея» станет выставка Сергея Калинина, известного совместным с Ф. Богдаловым римейком репинского «Зала Федерального собрания». На выставке Калинина «GLADIATORIA» будет представлена серия масштабных картин о боях без правил в технике конъюнктурного реализма. Розовые туловища бройлерных амбалов, застывших в привычных борцовских позах на ринге, отупевшие лица с разбитыми губами и носами будут смотреть на зрителя со стен бывшего казино «Метрополь». Один из шедевров этой серии год назад уже украшал деревенский гараж на фестивале «Aрт-Веретьево». В тот раз двухметровая живопись выступала в тандеме с трактором на песчаном полу. Теперь картин стало больше, а место сельхозтехники в инсталляции заняли черные мини-тракторы. Эротические гримасы гомосексуальных мотивов «гладиатории» словно оправдываются маскулинностью индустриальных машин. В результате перед нами кровь, почва и пот на потребу любителям ортодоксальной мужественности: «могуч, свиреп и вонюч».
Открывая свой «Партизанский музей» живописью С. Калинина, галерея «Триумф» приписывает риторику протестного искусства антиконцептуальному и лобовому художественному жесту. Остается только гадать, чем же дальше будет партизанить зрителя мобильный pop-up музей? Сдается, что под маской альтернативы в ближайшем будущем может выступить один небезызвестный лауреат престижной премии, друг галереи «Триумф» Алексей Беляев-Гинтовт. В конце концов, какая разница между Калининым с его живописью под госзаказ и евразийцем Биляевым-Гинтовтом? Главное, что конъюнктурный реализм, так же как и неототалитарная эстетика, способствуют успешному продвижению стратегий партизанского маркетинга.
Лиза Бобряшова
Евгений Борисенко
Миша Лылов
Мария Чехонадских