К Кену Лоучу в среде свободных профсоюзов отношение особое. Даже не к самому режиссеру, а к его конкретному фильму. «Хлеб и розы», переведенный и растиражированный на средства международных профсоюзов стал, пожалуй, самым известным и самым художественным пособием по профсоюзному органайзингу. Так что многие, смотревшие его, могут не знать имени режиссера, но при этом весьма высоко ценить сам фильм и проповедуемые им идеи.
Несколько лет назад модно было говорить, что империя «детерриториализирована». Это означало смену физических аванпостов имперского контроля более аморфными формами политического контроля. Однако один лишь взгляд на карту, покрытую сетью иностранных военных баз, доказывает совершенно обратное. Существует более тысячи иностранных военных баз, большей частью под управлением армии США, в более чем 130 странах мира. Базы могут занимать огромные территории, как в бухте Гуантанамо, могут представлять собой небольшие разведывательные базы и тренировочные лагеря, могут быть хранилищами ядерных боеголовок, заправочными станциями, госпиталями и базами отдыха.
Позади тревожные месяцы первой девальвации рубля. Чиновники ликуют. Россияне подсчитывают потери от почти 30 % обесценивания национальной валюты. Власти уверяют: тяжелейшая фаза кризиса практически пройдена. Обещаны улучшения от целебного кровопускания – девальвации. Эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) придерживаются иного мнения. Как и в 2007 году прогнозы ИГСО о развитии кризиса пессимистичны, но, как показало время, именно они оказались верны. Главный редактор Рабкор.ру Алексей Козлов побеседовал с руководителем Центра экономических исследований ИГСО Василием Колташовым о перспективах новой девальвации, электронных платежных систем и будущем доллара.
Случается, что разными театрами вдруг одновременно оказывается востребованным одно и то же произведение. Чехов, которого ставят все кому не лень, тут не в счет. По пьесам Чехова в репертуаре трудно проследить и закономерности театрального процесса, и включенность художников в нашу реальность, поскольку зачастую в силу вступают субъективные факторы. А вот повесть Льва Толстого «Крейцерова соната», поставленная пусть на малых сценах, но в двух театрах почти одновременно – в МХТ им. А.П. Чехова и в Театре им. А.С. Пушкина – возможно, что-то и объясняет не только про личные мотивации творцов, но и про тоску нынешнего общества по устоям и ценностям.
Беспорядки осени 2005 года во Франции, в которых приняли участие молодые потомки мигрантов из стран Магриба, стали важным политическим фактором. В основном – фактором страха. На родине «свободы, равенства и братства» страх перед новыми волнениями молодежи из «арабских» пригородов сыграл не последнюю роль в приходе к власти правого президента Николя Саркози. В России страх перед чужой эмигрантской угрозой тоже не использовал только ленивый – от политтехнологов до журналистов.
Можно ли рассматривать искусство в его отношении к реальности через одного, пусть и значительного автора? Может быть, и нельзя, но сейчас это произойдет. Есть к этому и основания – серия «12 из ХХ», работа белорусских художников Владимира Цеслера и Сергея Войченко, работавших в соавторстве вплоть до смерти Войченко.
Мы говорим «США» – подразумеваем «комикс». Пожалуй, одно действительно нельзя представить без другого. Предтеч этого жанра можно предъявить сколько угодно, но факт, что в классическом виде он зародился в конце XIX века в США, мало у кого вызывает сомнения. Здесь комикс нашел самую благодарную и многочисленную аудиторию и даже вклинился в ряды серьезной литературы, породив новый жанр – графический роман.
Развязку узла политических противоречий в СССР ускорило убийство Кирова, организованное НКВД по приказу Сталина. За ним последовали аресты и открытые судебные процессы, потрясшие СССР и весь остальной мир. Тщательно подготовленные в «лабораториях» НКВД, они должны были доказать шокированным советским гражданам, иностранным рабочим и коммунистам, что все трудности в Советском Союзе порождены не политикой клики генерального секретаря, а повсеместными вредительством, предательством и терроризмом. Главной идеологической мишенью процессов была левая оппозиция и находившийся в изгнании Лев Троцкий.
Нынешний мировой экономический кризис часто сравнивают с Великой депрессией 1929–1930-х годов. И это сравнение более чем заслужено, тем более что до конца кризиса еще очень далеко, пик его не пройден, зато повсеместно наблюдается рост уровня бедности, безработицы, тысячи людей ежедневно опускаются на социальное дно, забываются в алкоголе и сводят счеты с жизнью из-за того, что их экономическое положение становится «несовместимым с жизнью». Однако при этом только часть параллелей с Великой депрессией свидетельствуют о большой степени совпадения.