Телепрограмма в дни празднования Дня Победы в этом году если не удовлетворит патриотически настроенных граждан полностью, то вряд ли вызовет у них серьезные нарекания. На телеэкране – и олицетворение государственной мощи (Парад Победы), и преклонение перед подвигами ветеранов (акция «Спасибо»), и классика фильмов о войне, ставшая современникам еще ближе.
И все же есть одна деталь, которой на праздничном телеэкране в этом году очень не хватает. А без нее и сам День Победы приобретает совсем другой смысл.
Как известно, на теле- и киноэкране сформировалось два основных подхода к истории Великой Отечественной войны. Советский подход во главу угла ставил подвиг борцов с нацизмом. Подход 1990-х сосредоточился совсем на другом – на борьбе положительных героев с нашей стороны фронта с отрицательными персонажами с этой же стороны. Немцы в таких фильмах подчас появлялись и вовсе в эпизодах. Причем представлены бойцы гитлеровской армии были настолько политкорректно, что иной зритель мог задаться вопросом: стоило ли сражаться с этими милыми людьми, если как раз с советской стороны фронта были настоящие «звери»?В сущности, подход этот не так далеко ушел от «концепции второй гражданской», идее о том, что война с Германией 1941–1945 годов на самом деле была продолжением гражданской войны, борьбы «за освобождение России от большевизма», поэтому и сотрудничество уроженцев России с нацистами является вполне оправданным.
Однако пришли 2000-е, и государственный подход снова изменился. К социалистической идеологии в российских верхах по-прежнему относились негативно, но вот в СССР власти видели уже «красную империю» – продолжательницу традиций Российской империи Романовых, олицетворение державности и государственного патриотизма. Поэтому и слишком критиковать советскую сторону в войне стало как-то не с руки. К тому же и многие негативные образы фильмов 1990-х стали «неверны политически». Как, например, особист может оставаться главным антигероем военных кинокартин, если сам Путин постоянно подчеркивал свое чекистское прошлое?
В этом смысле праздничный телеэкран, каким он предстал во время и накануне Дня Победы, стал зеркалом этих процессов. Большинство дециметровых каналов (за исключением, пожалуй, военного канала «Звезда») решили военной тематики практически не касаться. А на каналах федеральных откровенно антисоветские военные фильмы в это время на телеэкранах почти не появлялись. Впрочем, учитывая, что фильмов с новым идеологически подходом в России пока снято не так уж и много, место антисоветских картин заняли советские, проверенные временем.
А чтобы они стали ближе и молодому зрителю, самые известные из них в этом году стали цветным – как «Семнадцать мгновений весны», выходившие всю предпраздничную неделю на канале «Россия» и «В бой идут одни старики», представленные 9 мая на «Первом». Интернет-блоги вскоре заполнились едкими шутками о том, что для еще большего приближения этих кинокартин к современности недостает встраивания в них скрытой рекламы. Скажем, пусть Штирлиц бьет Холтофа по голове бутылкой не обезличенного конька, а пива «Старый мельник» или водки «Путинка» (второй вариант, кстати, придал бы эпизоду дополнительный пропагандистский подтекст). Впрочем, с едкими шутками о выходе легендарных фильмов в цвете вряд ли можно согласиться. Кино ведь для того и существует, чтобы быть ярким, наглядным, запоминаться множеством деталей. Поэтому если в новом варианте известных фильмов зрители увидят награды на кителе Штирлица, настоящий цвет формы немецких полицейских или слезы в глазах германского генерала, фильм от этого только выиграет.
Вышли на экраны и новые фильмы – уже вполне в духе времени и новой политики. Скажем, «Приказано уничтожить. Операция “Китайская шкатулка”» на канале «Россия» и «Риорита» (режиссера Петра Тодоровского) на Первом. В «Китайской шкатулке» (где Гитлера играет Валерий Золотухин, а Сталина – Геннадий Хазанов) критика советского строя вообще и сталинской эпохи в частности – скорее косвенная. Разве что заключительные титры намекают на то, что ликвидируй немецкий суперагент Иосифа Виссарионовича, сталинская эпоха (со всеми вопросами к ней), не длилась бы еще почти целое десятилетие.
В «Риорите» же решена весьма сложная задача – критика эпохи без открытой критики власти. Здесь нет уже, как в фильмах 90-х, ни извергов-командиров, посылающих бойцов на заведомо невыполнимые задания, ни негодяев-особистов, чьей единственной задачей является ликвидировать как можно больше собственных бойцов «по законам военного времени». Единственным отрицательным персонажем фильма является попавший на фронт «вертухай» ефрейтор Бархатов, который одного за другим подставляет своих однополчан из большой крестьянской семьи Пичуговых и способствует их гибели. Правда, в финале возмездие настигает и самого Бархатова – последний оставшийся в живых из братьев Пичуговых на пару с командиром уже в Берлине забивает разоблаченного ефрейтора до смерти. На глазах у онемевшей от ужаса немки.
«Риорита», на самом деле, неплохо отражает стилистику военных фильмов 2000-х. Вроде и без открытой критики советской стороны, а эффект тот же, что у картин 90-х. Получается, что враг не среди нацистов, а среди своих. О тех же германских солдатах побывавший под оккупацией Пичугов-старший отзывается вполне доброжелательно (да мол, разместили у нас дома немецкого бойца, такой милый человек, на губной гармошке нам играл). Зато весь негатив сосредоточен в своем же однополчанине. Да и в финале очень уж велик соблазн увидеть «цивилизованную Европу» (в лице немки), с ужасом наблюдающую «зверства русских варваров» по отношению друг к другу. Как же далеко это от образа советского Воина-освободителя со спасенной немецкой девочкой на руках, запечатленного в бронзе в берлинском Трептов-парке!
Конечно, можно возразить, что настоящая война – это не эпизод из рыцарских романов и что с обеих сторон там творится много жестокостей. Однако почему тогда о гитлеровских солдатах в подобных фильмах рассказано на порядок меньше плохого, чем о советских? Напротив, немцы гораздо чаще предстают подчеркнуто интеллигентными и цивилизованными людьми. Непонятно тогда, почему советскую армию, если верить некоторым кинокартинам, кишащую негодяями, жители освобожденных городов встречали с такой радостью, когда стоило бы жалеть о милых гитлеровцах с губными гармошками?
И главное – теряется сам смысл Победы. Не просто победы в войне, но победы над нацизмом. Не просто спасения от потери независимости, но спасения от массовой гибели. Практически, из всех современных фильмов, показанных российским телевидением 9 мая, о бесчеловечной сущности нацизма рассказывает разве что продемонстрированный НТВ «Список Шиндлера».
Неудивительно, что все чаще Великая Отечественная война воспринимается отдельно, а нацизм – отдельно. Так, 9 мая этого года в центре Екатеринбурга в ходе праздничных торжеств, посвященных Дню победы, группа молодых людей развернула плакат с надписью «Нет фашизму». И тут же была оперативно задержана милицией. По данным некоторых источников, сотрудники милиции мотивировали свои действия тем, что развернутый плакат «не соответствует тематике праздника». Получается, что в День Победы нацизм и фашизм (не будем вдаваться в споры о терминах, тем более, что Вторая мировая война привела к поражению режимов, придерживавшихся и того, и другого) оказываются совершенно не при чем. Просто абстрактными понятиями из учебника по обществоведению или политологии (для аудитории чуть постарше). Впрочем, очень возможно, что скоро не только у отдельных сотрудников правоохранительных органов встанет этот вопрос – а действительно, при чем?