12 июня – это вовсе не День независимости. Изначально этот праздник назывался «Днем принятия Декларации о государственном суверенитете», а с 2002 года получил более лаконичное название «День России». Тем не менее, до сих пор и в ходе кухонных посиделок, и на страницах некоторых СМИ продолжаются споры о том, от кого же независима наша страна, и сетования, что этот праздник не имеет особого смысла. Как ни парадоксально, участники этих споров кое в чем правы. Как бы ни назывался праздник, отмечаемый 12 июня, для его создателей он и вправду был днем независимости – независимости от советской эпохи. Таким днем могло бы стать и 22 августа – день краха ГКЧП (он получил название «День государственного флага», но так и не стал выходным днем), тем более, что у него есть свои герои-мученики. Однако 22 августа как-то слишком быстро стало ассоциироваться с либералами, в то время как у 12 июня был больший шанс на успех. В конце концов, когда Съезд народных депутатов РСФСР в 1990 году принял Декларацию о государственном суверенитете, это решение было поддержано подавляющим числом депутатов самых разных взглядов (907 «за», при 13 «против» и 9 воздержавшихся).
12 июня так и не превратился в понятный всем россиянам праздник, впрочем, судя по всему, есть те, кто пытается изменить ситуацию. Например, сотрудники ряда телеканалов (или их кураторы) решили представить в праздничные дни 12–14 июня собственную подборку фильмов, специально приуроченных к Дню России. Вкратце их видение 12 июня можно охарактеризовать словосочетанием «День патриота».
Однако дьявол, как говорится, кроется в деталях, так что стоит остановиться подробнее на сетке вещания, которую представили эти каналы в праздники.
Как ни странно, наименее политизированным оказался государственный телеканал «Россия». За исключением трансляции праздничного концерта «Россия молодая», о празднике на канале не напоминало ничего. То же самое можно сказать и о праздничном вещании на НТВ. Было анонсировано три фильма, представленных зрителям «к Дню России». Но по каким-то странным причинам в их число попали криминальная драма «Риск без контракта» и мистический триллер «Константин» – отнести к патриотическому кино и можно лишь «Волкодава».
Зато концептуальнее всех к вопросу подошел канал ТВЦ, издавна считающийся оплотом консервативно-патриотических сил. Праздничные дни здесь прошли под девизом «Нам есть что защищать». По сути, здесь День России стал своеобразным продолжением Дня защитника Отечества. Демонстрировались в основном военно-патриотические фильмы. 12 июня на телеканале были показаны фильмы «Слуга государев» (о временах Петра I), «Без права на ошибку» (о Великой Отечественной войне) и, в дополнение к ним, «Свадьба с приданым», посвященная трудовым успехам колхозников в мирное время.
По похожему пути пошли военно-патриотический телеканал «Звезда», и во многом Первый канал. Так что если и была на телевидении в День России какая-то концепция праздника, то ее можно описать следующим образом: «Все о защитниках Родины – от древних славян до солдат Великой Отечественной».
При этом самой заметной группой на многих каналах оказались советские фильмы, естественно, выдержанные в духе советского патриотизма. Так что праздник, кажется, порвал с собственными корнями – идеей размежевания с советским прошлым. Ярким исключением здесь оказался только либеральный телеканал РЕН-ТВ, 12 июня показавший зрителями два вполне антисоветских фильма – «Приключения солдата Ивана Чонкина» и «Сволочи».
Конечно, иногда и советскую классику можно трактовать очень оригинально. «Все отняла советская власть у благородного Абдулы. Но смелый джигит не смирился – пошел мстить. И никто не мог совладать с храбрым воином пустыни, пока в один роковой день злая судьба не свела его с красноармейцем Суховым». Такими словами одна из газет несколько лет назад анонсировала фильм «Белое солнце пустыне», которое тоже показал Первый канал. Впрочем, анонсы в этом году такой оригинальностью трактовок не отличались.
Более того, чувство ностальгии по СССР многим наверняка навеял и фильм «Парк советского периода», вышедший на экраны в 2006 году, а 13 июня этого года показанный по каналу ТВЦ. Собственно, история о том, как журналист Олег Зимин (Александр Лазарев-младший), уставший от гламурной Москвы 2000-х, попадает на территорию, где на деньги олигархов воссозданы лучшие черты советского строя – этакий «русский Диснейленд», ничем, кроме как легкой комедией, быть вроде бы и не должен. Однако получилось, что в фильме Юлия Гусмана, не питающего теплых чувств к СССР, просоветские персонажи вышли более привлекательными. Даже «товарищ Роберт» (Михаил Ефремов), который вроде бы должен олицетворять все отрицательные черты ушедшей эпохи. «Если демократу не дают развлечься с девушкой, он сразу вспоминает о репрессиях и ГУЛАГе». «У вас в детстве были летние лагеря, “Зарница”, пионерия. А нашим детям при вашем новом строе вы вручили тряпки для мытья стекол автомашин?» С этими высказываниями спорить трудно.
Кроме того, администраторы Парка этот «островок СССР» создали и им успешно руководили. А борющийся с ними журналист Зимин ничего, кроме разрушения, предложить и не может. Интересно, кстати, что финале картины Зимина спасает от расправы появившаяся из Парка «конница Чапаева».
Впрочем, если бы в День России по ведущим телеканалам шли сплошь советские фильмы, это выглядело бы странно. В «второй день защитника Отечества» нашлось место и новым фильмам, и другим периодам истории. Правда, кроме времен СССР, действительно заметно представлены оказались два периода.
Во-первых, времена Петра I – кроме советских «России молодой» и «В начале славных дел», показанных каналом «Звезда», легендарному императору оказался посвящен и фильм «Слуга государев» (ТВЦ). Впрочем, своим предшественникам он явно проигрывает. Фильм очень затянут (определенный динамизм появляется только на последних минутах, когда описывается Полтавская битва) и выглядит довольно блекло – ни ярких событий, ни запоминающихся персонажей.
Во-вторых, Древняя Русь. Знаменитый «Андрей Рублев» (Первый канал) соседствует с творениями последних лет – фильмом «Волкодав» и мультфильмом «Князь Владимир». И то, и другое – историческое фэнтези. В мультфильме решение о походе на Киев Владимир принимает почти спонтанно, под влиянием злого языческого жреца Кривжы, и столь же спонтанно происходит убийство его брата Ярополка (в котором князь, конечно же, не виноват). В реальности же Владимир, устрашенный известием, что Ярополк убил другого его брата, Олега, бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. И лишь через три года, набрав дружину, отвоевал сначала свой удел, а потом расправился и с братом, хитростью заманив его на переговоры. В мультфильме отношения между Русью и Византией просто радужные, решение выдать за Владимира Анну, сестру византийского императора Василия II, кажется, практически не обсуждается. В реальности же Владимир практически силой заставил императора выдать за себя сестру, взяв Корсунь (Херсонес Таврический) и угрожая походом на Константинополь.
Конечно, показывать в патетическом мультфильме, рассчитанном на детскую аудиторию, все противоречивые или неприглядные черты князя Киевского, наверное, и не стоило. Однако и то, что этот мультфильм может быть эффективным инструментом патриотической пропаганды, сомнительно. Достаточно отметить, что сам главный герой в мультфильме получился практически никаким. Князь в мультфильме выступает в роли «флюгера», который постоянно находится под влиянием тех, кто в данный момент ближе. Причем, влияние над князем легко приобретает не только коварный жрец Кривжа, но и мальчик Алекша. Все это, конечно, не соответствует образу ни исторического, ни былинного князя Владимира.
В свое время мультфильм «Князь Владимир» пытались критиковать за религиозную пропаганду. На самом деле, если в этом проекте и можно обнаружить пропаганду религии, то скорее славянского язычества. Христианство упоминается здесь лишь в паре эпизодов. Как отметили в свое время на одном из интернет-форумов, «вообще, из фильма следует, что языческие боги есть – Род, Перун, который отказывается от жертвы нечестивого Кривжи – а христианство и Иисус как-то под вопросом».
Расклад на телеэкране отражает более широкую тенденцию – подбор эпох, к которым создатели исторических картин чаще всего обращались в последние годы. А он показывает, что пантеон исторических персонажей и список побед, которые вызывают гордость и обнимает все исторические эпохи, в новой России так и не сложились. Наиболее популярными, судя по всему, являются Древняя Русь, времена Петра Великого и эпоха последних десятилетий Российской империи.
Как не сложилась и понятная населению концепция новых праздников, которые, даже если празднуются уже 17 лет, как 12 июня, по-прежнему остаются «еще одним выходным». Видимо, поиском смысла этих праздников еще будут заниматься, но пока, кажется, это мало кто воспринимает всерьез.