23 февраля можно причислить к тем праздничным дням, которые объединяют большую часть населения России. Хотя бы потому, что этот праздник всем понятен. Сначала 23 февраля дня в народном сознании был днем военных, потом – потенциальных военных, а затем стал праздником всех мужчин вообще – от первоклассника до ветерана войны, от прошедшего все вооруженные конфликты до убежденного пацифиста. Кто-то в этот день принимает поздравления, кто-то поздравляет – и получается, что в торжества по поводу этой даты вовлечены практически все, не считая идейных противников праздника (скажем, радикальных либералов или представителей народов Северного Кавказа, в этот день подвергшихся депортации). А поскольку телеэкран в наше время формирует представление людей о реальности и подчас даже эту реальность создает, то интересно посмотреть: как изменилось отношение к 23 февраля в зеркале телеэкрана?
Традиционно в этот день принято заполнять эфир фильмами на военную тематику. И здесь у сотрудников телевидения существует богатый выбор: ведь можно обратиться к теме любых военных конфликтов – от глубокой древности до наших дней. Впрочем, в этом году сотрудники телевидения проявили оригинальность. Традиционным Днем защитника отечества 23 февраля стал разве что на федеральных телеканалах. Кажется, дециметровые каналы (кроме специально посвященной военной тематики «Звезды»), почти не вспоминали о характере праздника, поставив в сетку вещания один-два фильма на армейскую тему (в основном из советской классики, вроде «Максима Перепелицы»), которые можно встретить в эфире и в обычный, «гражданский» выходной.Видимо, связано это с тем, что все эти каналы ориентированы на определенную аудиторию (от молодежи до домохозяек) и связаны не столько «госзаказом», сколько установкой привлечь зрителей (и, соответственно, рекламодателей). Возможно, создатели сетки программ на этих каналах по-своему логично рассудили, что ни домохозяйкам, ни молодежи тема не очень интересна. Да и современный молодой мужчина, как и современная семья, армию видит скорее в страшных снах, чем в героических грезах, так что, собравшись у экранов, все они вряд ли захотят смотреть фильмы про войну. Таким образом, для этих каналов 23 февраля – просто выходной, «день мужчин».
Интересно, что даже метровый и консервативно-патриотический ТВЦ, кажется, решил не усердствовать. Все «армейские» фильмы и передачи пришлись здесь на первую половину дня – возможно, потому что в это время у экранов обычно находятся пенсионеры. Ближе к вечеру же (если не считать военно-патриотическим мультфильм «Как казаки инопланетян встречали») военных фильмов практически не было. Так же четко была поделена и концертная программа: до обеда праздничная программа «Служить России!», после – юмористический концерт «Ну так что, мужики?» Так что утром, кто хотел, мог вспомнить советскую молодость, посмотрев фильмы «Свадьба в Малиновке» и «Смелые люди», а кто не хотел, отмечал «день мужика».
Для федеральных телеканалов, которые должны нести еще и идеологическую нагрузку, всё обстояло сложнее. В 1990-е годы на любые даты с военным оттенком на экраны выходили фильмы про героя-одиночку (дань американской моде), который вопреки упорному сопротивлению бездарного начальства, обычно советского (дань новой идеологии), побеждает всех врагов. При этом «советское» однозначно расценивалось со знаком минус. В 2000-е негласная идеология в стране сменилась на государственный патриотизм. В его рамках революционное – это, конечно, плохо, советское – тоже не очень, но вот Советский Союз – хорошо, поскольку это империя. Своя армия – тем более хорошо, хотя можно отметить отдельные недостатки. Да и герой-одиночка может быть один против мафии в криминальных сериалах, иногда временно один в военных фильмах – потому что не сразу понят товарищами. Но, в принципе, он уже не одиночка, а «с своим здоровым коллективом», включая начальство.
Вот сквозь эти идейные водовороты и нужно было провести свой корабль сотрудникам центральных каналов. Так в праздничный день на экранах появилось несколько групп фильмов. Во-первых, классика военно-патриотического кино: от «Офицеров» и «Ивана Бровкина» до «Ответного хода». Оно должно было напомнить старшему поколению, что страна помнит об их времени и их заслугах, к тому же современные российские военно-патриотические фильмы так и не приобрели такой популярности, как советские.
Во-вторых, современные фильмы о современных войнах – афганской и чеченской. Они рассчитаны на более молодых людей, а то и вовсе на молодежь. В конце концов, для многих ее представителей Великая Отечественная война находится в том же временном отрезке, что и Куликовская битва, а в этих фильмах героями являются их современники. Тут можно вспомнить, например, показанный в очередной раз Первым каналом фильм «Грозовые ворота».
Интересное решение предлагает и фильм «Мы из будущего», ставший одной из главных премьер 2008 года, а 23 февраля этого года показанный по каналу «Россия». Вроде бы и про Великую Отечественную, и с участием наших современников – ребят, попавших в прошлое. И про историческую память, и про современные проблемы – фильм заканчивается тем, что, вернувшись с войны с фашистами в современный Санкт-Петербург, герои видят там наци-скинхедов. Весь фильм – отражение стиля 2000-х. Даже «особист», традиционный отрицательный персонаж современного кино про войну, здесь вполне человечен.
Правда, стоит обратить внимание на один нюанс. Фильм вроде бы направлен против нацистских настроений в молодежной среде: мол, смотрите, ваши предки с фашистами воевали, а вы кем стали? Но, с другой стороны, наци-скинхед, попав на войну, быстро перековывается в образцового патриота. А вот его товарищ, молодой неформал, как в наше время своих друзей подговаривал стрелять по черепам советских солдат, так и в прошлом призывает товарищей дезертировать с фронта. То есть неформал-то, получается, хуже нациста – при том что в реальности бонхеды как раз воюют с неформалами. Вот такая загогулина, понимаешь.
В-третьих, это фильмы о Гражданской войне. Немного странно, конечно, что в праздник, который должен всех объединять, по телевидению показывают кино о том, как народ был разделен. Но фильмы эти вполне «политкорректные». Это легкая советская комедия «Свадьба в Малиновке» (ТВ Центр), где даже белые не фигурируют, а красные борются с откровенными бандитами – тоже в духе современной идеологии: порядок против анархии. А также позднесоветский фильм «Служили два товарища» (Первый канал) и премьера прошлого года – «Господа офицеры. Спасти императора» (канал «Россия»).
Как ни странно, у «Господ офицеров» и «Двух товарищей» есть кое-что общее. И позднесоветский фильм, проявивший фрондерское сочувствие к белым и современный российский, сочувствующий им же уже с ностальгически-имперских позиций, вынуждены признать, что белое движение было обречено на провал – даже не из-за красных, а в силу внутреннего разложения. Белые, которые представлены в фильме «Служили два товарища», органически не могут не то чтобы победить, но даже удержать то, что контролируют. В свою очередь, белые из «Господ офицеров», конечно, смелы, пассионарны, благородны, но их подводят не столько собственные силы, сколько собственные командиры – контрразведка белых беззастенчиво сдает свой же отряд, идущий освобождать царскую семью, в руки ЧК. Да и в любом случае все жертвы напрасны – ведь Николая II уже расстреляли к моменту появления отряда в Екатеринбурге.
В чем-то сходятся взгляды советского и современного российского фильмов и на красных. Для создателей фильма «Служили два товарища» красные вроде бы свои – но сквозь романтику Гражданской уже ясно проглядывают времена репрессий, когда «дети революции» будут пожирать друг друга. По версии этого фильма – видимо, от переизбытка идейности.
На перерождение революции явно намекают и «Господа офицеры». Нет, здесь нет антуража фильмов 90-х про напивающихся до свинского состояния революционных матросов и садистов из ЧК. Есть повидавший виды революционный матрос, есть чекист Бейтикс, убежденный революционер. Жестокий, но не до садизма, в целом в рамках военного времени. Такой персонаж вызовет скорее уважение, может быть, страх, но уж никак не омерзение. Другое дело, что сама советская бюрократическая машина начала перерождаться. «У нас здесь круговая порука», – с вызовом заявляют московскому посланцу Бейтиксу местные чекисты, готовые скорее убить своего коллегу, чем пойти на риск, преследуя остатки отряда белых. В сущности, у Бейтикса нет выбора: все равно погибать, что преследуя в одиночку «господ офицеров» (что в итоге и произошло), что идя против собственных товарищей по оружию.
То есть не идея перемалывает тех, кто в ее рамки не вписывается, как в фильме «Служили два товарища», а, наоборот, бюрократическая машина постепенно избавляется от опасной для нее идеологии – как в «Господах офицерах».
Наконец, отдельно стоит упомянуть фильм «1612», который 23 февраля показал канал НТВ. Фильм странный, как и сам праздник 4 ноября, он же День народного единства, к которому он был выпущен. В свое время этот фильм был презентован, как «отечественный блокбастер про историю Смутного времени». В итоге, под сомнение можно поставить и то, и другое. Под словом «блокбастер» обычно понимают что-то захватывающее. Между тем почти половину фильма на экране ничего существенного не происходит. Точнее, происходит, в основном два действия: то холоп Андрейка погружается в подростковые воспоминания о том, как видел царевну Ксению голой, то по лесам Московии скачет «истинно русский зверь единорог».
Во второй половине фильма с «блокбастером» стало чуть лучше – появилось хоть какое-то действие. А вот с « Смутного времени» стало еще сложнее. Князь Пожарский появляется лишь в паре эпизодов, освобождения Москвы от поляков в фильме практически нет, зато довольно долго, уже после окончания Смуты, бояре пытаются выдвинуть в цари холопа Андрейку. И даже выдвигают, но царская карьера Андрейки прекращается после строгого вопроса Пожарского: холоп он или нет? Тут приходит конец и Андрейкиной политической воле, и фильму. Остается гадать, о чем же был фильм. Но видимо, все же про защиту Отечества.
Отношение к праздникам – хороший индикатор состояния общества. Уже давно и 1 Мая стал Днем солидарности трудящихся и 8 марта – Днем борьбы женщин за свое право . Вот и 23 февраля ныне не «день солдата» или даже просто «день мужика», а «день мужчины, у которого появилась еще одна возможность отдохнуть». В этом смысле телеэкран является и автором, и отражением такого общественного настроения – как и в других сферах нашей жизни.
Михаил Нейжмаков