Когда на дворе новогодние каникулы и актуальных новостей практически нет, можно поговорить и о прошлом. Так ли (или примерно так) думали в редакции Радио «Свобода», неизвестно, а только 3 января 2010 года в эфир вышла передача «Мифы и репутации», посвященная новому фундаментальному труду о новейшей истории России. Недавно московское издательство «АСТ-Астрель» выпустило книгу «История России. ХХ век». Это коллективная монография, состоящая из двух томов общим объемом около 1900 страниц, которая посвящена событиям с 1894 по 2007 год. Ведущий программы Иван Толстой пригласил в студию Андрея Зубова, доктора исторических наук, профессора МГИМО, представленного в качестве ответственного редактора и «концептуального руководителя» нового сборника.
Непрерывная череда террористических актов не первый год привлекает общественное внимание к Пакистану. Мы постоянно слышим о взрывах и выстрелах в этой стране. Нам часто говорят о борьбе с исламистским террором, которую якобы ведут власти. Но мы очень мало знаем, что происходит в Пакистане на самом деле. Что правда, а что ложь в официальной информации? Кто с кем и за что ведет борьбу в этой стране? Насколько изменилась роль ислама в общественной жизни? Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, обозреваель Рабкор.ру Василий Колташов побеседовал с Шафиком Ахмедом, членом ЦК Компартии Пакистана, находящимся в политической иммиграции в ЕС. Предлагаем вниманию читателей первую часть беседы.
Эдуард Гончаров – личность в Латвии известная. Впрочем, не только в Латвии. Глава созданного им же Антифашистского комитета, он пользуется большим авторитетом и среди европейских антифашистов. Авторитет этот выстрадан долгими годами упорной борьбы против попыток восстановления элементов нацистской идеологии в Прибалтике. На счету Эдуарда – организация десятков протестных пикетов, митингов, шествий, обширная публицистическая работа. Его деятельность – кость в горле государства: Гончарова неоднократно задерживали, запугивали, уговаривали… О положении в Латвии, борьбе за права «неграждан», событиях января 2009 года и о многом другом с Э. Гончаровым побеседовал корреспондент Рабкор.ру Владимир Веретенников.
Женщины, которые, по официальным данным, в 2008 году составляли 55 % занятых в экономике, в 2009 году практически исчезли из статистики занятости и документов, характеризующих положение работников в условиях кризиса. У меня возникло такое впечатление, когда я попыталась сверить свое понимание гендерных аспектов занятости в условиях кризиса с информацией на сайте Минздравсоцразвития России. Результаты поисков на сайте этого уважаемого ведомства по запросам «гендерные проблемы занятости», «женщины и кризис», «увольнение женщин в условиях кризиса» и всем аналогичным запросам были одинаковыми: «Материалы, удовлетворяющие данным условиям поиска, не найдены».
Да, я посмотрела-таки по телевизору «Обитаемый остров: схватка», хотя год назад после первого фильма – «Обитаемый остров» – пообещала себе, что больше никогда…
Второй фильм оказался не лучше первого, но я воспользуюсь им как поводом для хотя бы частичного осуществления давнишней мечты. Давно вынашиваю планы работы «Социология Стругацких» – о постижении социальных проблем художественными средствами. Стругацкие для этого – отличный пример. По-моему, если классическая русская литература стала у нас своеобразным заменителем философии того времени, то советская литература и, прежде всего, фантастика, во многом дополнила советскую социологию (кроме Стругацких, сходу вспоминаются Ефремов и Беляев), в значительной мере задавленную идеологией. Для меня это ново: что-то вроде упражнений в «социологии отражения».
Открытия двух персональных выставок на Винзаводе – «Boom» Владимира Логутова и «Излишества» Алекса Булдакова – случились почти одновременно, в хмурый и малолюдный сезон поздней осени, последовавший сразу за шумными событиями III Московской биеналле. Парадоксальным образом фестивальная насыщенность и поверхностная яркость этих выставок подчеркивает важное различие двух типов событий: медийного и легкомысленно-многословного и меланхолического, приглашающего к серьезному взаимодействию со зрителем, к неторопливому и напряженному разговору. Закрытие Биеналле сменилось временем вдумчивого и одинокого зрителя.
Как работа в США может привести к солидарности с выводами Маркса, почему США ждет деградация, чем буржуа отличается от гражданина и может ли либерализм не ставить во главу угла вопрос собственности? О некоторых аспектах своего видения мировоззренческого кризиса России и западного мира с обозревателем Рабкор.ру Михаилом Нейжмаковым побеседовал главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Йельского университета и Университета Калифорнии, доктор философских наук Борис Капустин.
Несмотря на то что удельный вес белорусской оппозиции в политической жизни республики невелик, есть все же сферы, где она занимает достаточно привилегированные позиции. Загнанные в своеобразное политическое «гетто» внутри страны, белорусские оппозиционеры до последнего времени обладали почти монопольным правом влиять на внешнеполитическое реноме страны. Особенно в глазах Запада. Ранее именно по взаимоотношениям между оппозицией и властями западные лидеры и определяли степень демократичности белорусского руководства. Естественно, оценки делались не в пользу власти, персонифицированной в Республике Беларусь в весьма экстравагантной фигуре Александра Лукашенко. Но так было до недавнего времени. В ушедшем году ситуация стала стремительно меняться.
Японская группа Melt-Banana после почти двухлетнего молчания выпустила новый альбом. Срок порядочный, особенно учитывая гигантскую дискографию группы. Все это время неутомимые японские экспериментаторы занимались живыми выступлениями, которые, собственно, и сделали им в далекие 90-е славу одной из самых неординарных групп на мировой музыкальной сцене. Интересно, что популярность группы в родной Японии не столь широка, как, например, в Америке, по которой Melt-Banana совершили несколько музыкальных турне. Стиль, в котором играют Melt-Banana, вряд ли поддается определению, диапазон ярлыков, которые на них пытаются навешать неунывающие музыкальные критики достаточно широк – от привычного noise rock до крайне экзотического animecore.