Melt-Banana. «Melt-Banana Lite Live Ver 0.0». A-Zap, 2009.
Среди поклонников группы встречаются такие колоритные и авторитетные фигуры, как известный американский авангардист и хулиган Джон Зорн, не менее известный музыкант (и хулиган) Майк Пэттон, английский радиоведущий Джон Пил, звезды японского нойза Масами Акита (Merzbow) и K.K. Null и многие другие.
Melt-Banana – это выпускники токийского Университета иностранных языков Ясуко Онуки (вокал), Итиро Агато (гитара) и Рика Хамамото (бас-гитара). Начиная с 1992 года они исполняют крайне оригинальную, очень быструю, жесткую и агрессивную музыку с высоким женским вокалом, напоминающим голосок стандартной аниме-героини, бьющейся в жестокой истерике. Название группы, по признанию самих музыкантов, восходит к одному из распространенных в Австралии сортов мороженого. Несомненно, что на их творчество оказали влияние такие интересные явления, как japanoise (тот же Merzbow, например), ранний панк-рок или ветераны инди Sonic Youth, но вместе с тем музыка Melt-Banana глубоко самобытна и мало на что похоже – это несомненно. Так же несомненно и то, что, несмотря на свою западную ориентированность и популярность в США, Melt-Banana – это очень японская группа, с чисто японским отношением к музыке. Взять хотя бы их знаменитый минимализм – длительность песен редко когда превышает полторы минуты, а часто и вовсе ограничивается 20–30 секундами (четырех- или пятиминутные композиции для Melt Banana – настоящий opus magnum). Или вокал Ясуко Онуки, напоминающий заряженный иглами пулемет Гатлинга и нередко переходящий в нечленораздельный визг. Чисто японский радикализм, который не знает каких-либо преград.
Особый интерес представляют тексты песен Melt-Banana (пусть зачастую разобрать их на слух просто-таки невозможно). Это своего рода мысленный поток, набор слов, никак не связанных друг с другом. Обрывки песенок из популярного в Японии аниме, какие-то безумные стишки про зайчиков и медвежат, слоганы из рекламы разных чупа-чупсов, политические лозунги, цитаты из кинофильмов и т.д. «Я просто пою о том, что у меня в голове», – признается Ясуко Онуки. В принципе, метод у Melt-Banana тот же, что и в поэзии сюрреалистов. Еще в 20-е годы Бретон и компания объявили область подсознательного источником подлинной поэзии. Однако очень скоро оказалось, что чистые, не испорченные печатью рассудочности образы их стихов на деле представляют собой пусть и сильно искаженные, но все же вполне узнаваемые газетные цитаты, обрывки уличных реклам, лозунги с киноафиш и т.д. В результате чего сюрреалистические тексты стали подвергаться достаточно тщательной литературной обработке – в противном случае они бы так и остались некой переваренной массой, которую тогдашним обывателям скармливали не особенно-то и развитые (по нынешним меркам) масс-медиа. Другое дело, что Melt-Banana прекрасно всё понимают и намеренно выставляют напоказ содержимое мозгов большинства представителей современного общества. Все эти детские считалочки, аниме-образы, цитаты из рекламы шоколада и обрывки политических речей складываются в череду пугающих сюрреалистических картин, навязчивые, повторяющиеся образы которых воплощают собой бесконечные мании и фантомы, одолевающие (одолевшие) общество. Тексты Melt-Banana – культурная изнанка, то самое подсознательное, столь наивно воспетое некогда сюрреалистами, то, что в действительности находится за тонкой ширмой здравого смысла.
Последний альбом японского трио «Melt-Banana Lite Live Ver 0.0» вышел на собственном лейбле группы и представляет собой записи их живых выступлений. Это полчаса дикой, антисистемной музыки, сдобренной фирменным вокалом Ясуко Онуки. К ураганно быстрым гитарам добавились безжалостно режущие слух синтезаторные шумы, также активно используются самые разные сэмплы. Вообще звучание Melt-Banana все-таки изменилось, особенно по сравнению с первыми альбомами с их сырым, дешевым, в лучших традициях lo-fi звуком. Альбом состоит из 12 непродолжительных трэков, попадаются композиции по четыре и даже пять минут – едва ли не абсолютный рекорд для Melt-Banana! Звучание, как уже говорилось выше, стало заметно богаче. Но синтезаторы применяются музыкантами исключительно для усиления эффекта, во всем же остальном – это старые добрые Melt-Banana, чеканящие на сумасшедшей скорости свои шизофренические песенки. Сам же альбом лишний раз доказывает, что Melt-Banana играют серьезную и прогрессивную современную музыку, не боящуюся заглянуть в бездну массового сознания.