Состоявшийся 17 января 2010 года первый тур выборов президента Украины привлек гораздо меньше внимания зарубежной прессы, чем аналогичные выборы более пяти лет назад – даже среди журналистов многих постсоветских республик. Пытаясь делать обобщения и стратегические выводы, авторы статей останавливались в основном на разочаровании украинцев в «идеалах Майдана» и на украино-российских отношениях.
Конец света – это новый продукт, который мы потребляем в кинотеатре вместо обычного поп-корна. Сегодня на просторах сети можно наблюдать, как панический страх проникает в сознание юзеров. Одно из поверий последнего времени – конец света наступит через три года, а именно в 2012 году. Это вызвало волну эсхатологических дискуссий как среди пользователей Живого журнала, так и вообще в интернете.
Отрадно, что в современной России идет возрождение почти уж почившего в бозе жанра документального фильма. Не телепередачи, а полноценного идейно-художественного, которое даже может выйти в прокат, как рецензируемое здесь произведение. Я лично помню только советские программы телепередач в газетах, где тут и там пестрила надпись «док. фильм», и наверно со времен последнего показа по ТВ «Обыкновенного фашизма» в конце 80-х этот жанр кинематографа отошел глубоко в маргиналии. И вот – возрождение. Виталий Манский, основатель студии документалистики, названной в честь непревзойденного Дзиги Вертова, снял в первые годы XXI века трилогию о Горбачеве, Ельцине и Путине, а затем – скандальную историю «Анатомия “Тату”».
Когда на дворе новогодние каникулы и актуальных новостей практически нет, можно поговорить и о прошлом. Так ли (или примерно так) думали в редакции Радио «Свобода», неизвестно, а только 3 января 2010 года в эфир вышла передача «Мифы и репутации», посвященная новому фундаментальному труду о новейшей истории России. Недавно московское издательство «АСТ-Астрель» выпустило книгу «История России. ХХ век». Это коллективная монография, состоящая из двух томов общим объемом около 1900 страниц, которая посвящена событиям с 1894 по 2007 год. Ведущий программы Иван Толстой пригласил в студию Андрея Зубова, доктора исторических наук, профессора МГИМО, представленного в качестве ответственного редактора и «концептуального руководителя» нового сборника.
Открытия двух персональных выставок на Винзаводе – «Boom» Владимира Логутова и «Излишества» Алекса Булдакова – случились почти одновременно, в хмурый и малолюдный сезон поздней осени, последовавший сразу за шумными событиями III Московской биеналле. Парадоксальным образом фестивальная насыщенность и поверхностная яркость этих выставок подчеркивает важное различие двух типов событий: медийного и легкомысленно-многословного и меланхолического, приглашающего к серьезному взаимодействию со зрителем, к неторопливому и напряженному разговору. Закрытие Биеналле сменилось временем вдумчивого и одинокого зрителя.
Японская группа Melt-Banana после почти двухлетнего молчания выпустила новый альбом. Срок порядочный, особенно учитывая гигантскую дискографию группы. Все это время неутомимые японские экспериментаторы занимались живыми выступлениями, которые, собственно, и сделали им в далекие 90-е славу одной из самых неординарных групп на мировой музыкальной сцене. Интересно, что популярность группы в родной Японии не столь широка, как, например, в Америке, по которой Melt-Banana совершили несколько музыкальных турне. Стиль, в котором играют Melt-Banana, вряд ли поддается определению, диапазон ярлыков, которые на них пытаются навешать неунывающие музыкальные критики достаточно широк – от привычного noise rock до крайне экзотического animecore.
«Страх перед именем только усиливает страх перед его хозяином». Этот афоризм из эпопеи про Гарри Поттера в самый раз вспомнить на родине этого персонажа, в Британии. 7 декабря 2009 года британские журналисты вновь раскрыли «заговор сил зла», причем международного масштаба. И носитель «пугающего имени», в отличие от сказочных героев, вполне реален. Это «спецслужба ФСБ, являющаяся преемницей КГБ». Причем «врагам наследницы» придется «трепетать» особенно сильно, так как получается, что ее возможности, по сравнению с КГБ, серьезно возросли. Теперь она может влиять не много не мало – на глобальное потепление. Или, по крайней мере, на обсуждение этой проблемы.
130-летие Иосифа Сталина прошло довольно тихо для круглой даты. Федеральные телеканалы коснулись годовщины лишь вскользь. Канал РТР показал небольшой сюжет с психоаналитическим подтекстом о подписях Иосифа Виссарионовича под эротическими картинками. Канал НТВ – дискуссию о роли Сталина в истории с участием всех возможных медийных персонажей – от Парфенова до Зюганова. Остальные ограничились в основном короткими сообщениями. Печатная пресса ограничилась дежурными упоминаниями про юбилей. А в блогосфере тема дня рождения Сталина даже не вышла в десятку самых обсуждаемых. Однако 21 декабря 2009 года в рунете все-таки появились интересные записи по теме, которые стоит процитировать.
Выход нового – шестого по счету – студийного альбома известной немецкой рок-группы Rammstein сопровождался небольшим скандалом, возникшим вокруг видеоклипа на одну из новых песен – «Pussy». Видеоклип, содержащий элементы порнографии, появился месяца за полтора до выхода альбома, что существенно повысило интерес к новому творению берлинской команды. Не меньший интерес вызвали заявления участников группы, что часть тиража будущего альбома будет выпущена с дополнительными аксессуарами, среди которых – фаллоимитаторы и другие устройства интимного характера. В общем, Rammstein, о которых, если уж говорить начистоту, начали забывать, в очередной раз напомнили о себе.
Когда на обложке написано: «Эта книга взорвет ваш мозг!», в очередной раз повторяешь классика: «Гоголи у вас как грибы плодятся!», а потом сразу думаешь, что, скорее всего, дело идет не о художественных достоинствах текста, а о «несколько другом». И тогда задаешься вопросом: а надо ли его, мозг, «взрывать»?! Как ни странно, «Хлорофилия» – редкостный пример полного соответствия подобным аннотациям, книга, которая, говоря языком тех же аннотаций, будет интересна и эстетам-интеллектуалам, и широкому кругу читателей, читающих, допустим, Акунина, Лукьяненко и «Метро-2033», во многом (и в хорошем смысле) соответствующая канонам турбореализма.
The Gathering. «The West Pole». Psychonaut Records, 2009. «The West Pole» – это девятый по счету студийный альбом нидерландской рок-группы The Gathering. Второй по счету (не считая записей с живыми выступлениями, EP и синглов), выпущенный на собственном лейбле группы Psychonaut Records. И первый, записанный с новой вокалисткой Силье Вергеланд. Таким образом, The Gathering, никогда не […]
Известная и скандальная в прошлом британская рок-группа Skunk Anansie объявила о своем воссоединении. Чтобы подкрепить слова делом, ребята выпустили диск, представляющий собой тщательную выжимку из всех трех альбомов, плюс долгожданный бонус – несколько абсолютно новых песен. Последний их альбом – «Post Orgasmic Chill» – вышел ровно 10 лет назад, в 1999 году. Диск отличался изобретательностью, целой кучей модных (на тот момент) электронных эффектов и примочек, смесью самых разных стилей и фирменным агрессивным драйвом. Короче, альбом стал настоящим событием, заняв в не слишком обширной дискографии лондонской команды важное (если не центральное) место
1990-е многие ожидали революции как ответа на социальные потрясения. В 2000-е существительное «революция» в масс-медиа ассоциировалось почти исключительно с прилагательным «оранжевая». На излете «нулевых» некоторые думали, что экономический кризис должен закончиться социальным взрывом, которого, правда, так и не произошло. С каким отношением к революциям россияне вступают в новое десятилетие? 13 декабря 2009 года в эфире программы «Общественное мнение» на радио «Свобода» свои идеи на этот счет высказали старший научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мацкевич и историк, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Борис Колоницкий.
Что заставляет молодого человека жестоко избивать прохожего «неарийца» или оголтело кричать, «зигуя», с перекошенным от ненависти лицом? Вопросы психологии нацизма, его «пренатального» периода, конечно же, интересовали многих. На память сразу же приходит и фроммовская «Анатомия человеческой деструктивности», в частности, ее фрейдистский акцент на детстве будущих нацистских лидеров, на окружавшей их обстановке господства и подчинения. Подобный анализ вовсе не противоречит марксистской экономической концепции происхождения фашизма/нацизма, скорее дополняет его, фокусируясь на частных проявлениях.
9 декабря 2009 года, выступая на Форуме европейских и азиатских медиа, российский президент Дмитрий Медведев заявил, что для возобновления прямых авиарейсов и открытия пограничного пункта пропуска «Верхний Ларс» между Россией и Грузией «нет особых препятствий».
На Западе образ «злого клоуна» широко раскручен – достаточно вспомнить Джокера, «Оно» Стивена Кинга, наконец, серийного убийцу по прозвищу «Клоун Пого» (маньяк пользовался клоунским костюмом и гримом, чтобы втираться в доверие к подросткам, которых он насиловал и убивал). У нас в стране клоуны испокон веков считались веселыми добряками и занимались своим делом, смешно шутили и забавно падали, и никакой нужды демонизировать любимцев советской детворы в социалистическом обществе не возникало. Кто бы мог подумать, что первый шаг в этом направлении будет санкционирован самими клоунами в лице Юрия Куклачева, создателя и бессменного руководителя «Театра кошек».