На Западе образ «злого клоуна» широко раскручен – достаточно вспомнить Джокера, «Оно» Стивена Кинга, наконец, серийного убийцу по прозвищу «Клоун Пого» (маньяк пользовался клоунским костюмом и гримом, чтобы втираться в доверие к подросткам, которых он насиловал и убивал). У нас в стране клоуны испокон веков считались веселыми добряками и занимались своим делом, смешно шутили и забавно падали, и никакой нужды демонизировать любимцев советской детворы в социалистическом обществе не возникало. Кто бы мог подумать, что первый шаг в этом направлении будет санкционирован самими клоунами в лице Юрия Куклачева, создателя и бессменного руководителя «Театра кошек».
Если раньше Куклачев мог привлечь внимание рядового интернет-пользователя разве что приторными декларациями на тему добра, любви и самосовершенствования, то после иска о защите чести и достоинства к Михаилу Вербицкому его имя точно станет синонимом того, что не имеет к вышеперечисленному ни малейшего отношения. Во-первых, это вполне серьезная (несмотря на смехотворность контекста) попытка введения цензуры в интернете, а во-вторых, вполне серьезный повод обратить внимание на такую «экзотическую» проблему, как защита прав животных.
Начнем со второго. Слухи о том, что Куклачев жестоко обращается с животными, обсуждаются в интернете давно. Насколько они справедливы – доподлинно неизвестно, однако ни для кого не секрет, что цирк Куклачева является единственным в своем роде, в то время как расположенность котов к дрессировке вызывает большие сомнения, – и это заставляет задуматься, насколько беспочвенны и надуманны разбросанные по форумам и блогам анонимные высказывания, направленные против Куклачева. Разумеется, между дрессировкой и насилием нельзя ставить знак равенства, однако заметим, что в некоторых европейских странах цирки с животными просто-напросто запрещены. Здесь не место обсуждать, насколько необходима/обоснована деятельность радикальных защитников прав животных, но вне всякого сомнения, они получат в свои руки неплохой козырь, если на волне скандала всплывет какой-нибудь бывший дрессировщик и подтвердит хотя бы часть циркулирующих в интернете слухов. Жаль, что сами кошки не дают интервью.
Сегодня правовое регулирование интернета развито настолько слабо, что порой кажется, будто «регулировщики» не могут не то что применить законы, но даже разобраться в формулировках. Свежий пример – письмо, пришедшее на адрес интернет-магазина «Фаланстер». О том, что запись в приватном блоге может являться причиной для судебного разбирательства, известно уже давно. Правда, раньше судили по 282-й статье – теперь будут судить за «честь и достоинство». Немаловажно, что на этом поприще весьма преуспел главный градоначальник страны, отсудивший 500 тысяч рублей у Лимонова, миллион у Немцова и газеты «Коммерсант» и проигравший, тем не менее, дело художнику Герману Виноградову, автору анаграммы «Уклюжий вор».
Параллель между этими судами и иском Куклачева к Вербицкому очевидна, однако обсуждаемый прецедент представляет гораздо большую опасность для свободы слова: Куклачев не просто нанял юристов, чтобы отстаивать пресловутые «честь и достоинство», а заодно и «деловую репутацию», – в одной из записей в блоге Вербицкого указано, что имела место инициатива на местах, которая должна послужить началом «глобальной акции» (всего предполагается засудить десять блогеров – каждому из них предъявлен иск на 100 тысяч рублей). Результатом такой акции может стать тотальный контроль над интернетом, при котором любое высказывание типа «тот-то и тот-то является тем-то и тем-то» может быть расценено как нарушение закона.
Относительно того, какими средствами ревнители добра, любви и чистоты интернета намерены добиваться своих целей, особых сомнений нет: 4 декабря сервер http://lj.rossia.org подвергся мощной DDOS-атаке и был на время выведен из строя (на утро 5 декабря 2009 года, сервер недоступен).
И вот что самое удивительное в этой нетривиальной истории: неужели те, кто раскрутил это дело, не понимают, что результатом их деятельности станет в первую очередь мощная волна «непроверенных слухов» и инвектив в адрес Куклачева? Или кто-то просто решил таким образом пропиариться за счет доверчивого клоуна, который, не исключено, и вправду безобиднее мухи? Вопрос непростой, однако теперь у будущего русского Стивена Кинга есть все шансы сочинить бестселлер о призрачном клоуне-вампире, охотящемся с электрошокером на кошек.