Хаджун Чан - экономист, преподающий в Кембридже, заработал репутацию критика рыночной ортодоксии в экономике развития. В своей книге «Отшвыривая лестницу» он показал, как ведущие западные капиталистические державы требовали от развивающихся экономик отказаться от всех тех протекционистких мер, которые они сами использовали, когда в свое время проводили индустриализацию. В новой книге «23 вещи, которые вам не говорят о капитализме» Чан распространяет свою критику на неолиберализм в целом.
7 апреля 2011 года в Центре современной культуры «Гараж» состоялась церемония награждения премии «Инновация» Государственного центра современного искусства, общий фонд которого составил 1 500 000 рублей. В этом году премия была вручена трем проектам, так или иначе балансирующим между искусством и политикой.
Пелевин отлично отражает постсоветскую бюрократическая реальность, в которой с помощью PR-технологий любой лживый политик и казнокрад способен излучать дух свободы, энергетику протеста и все что угодно еще, лишь бы быть ближе к деньгам и власти. Бюрократ освоил «коммунизм», освоил «свободу». И если понадобится, освоит не только ислам, но и любой древнемарсианский культ.
7 апреля в прокат вышел новый фильм режиссера Эльдара Салаватова. Он снят по новелле Сергея Мавроди, которую можно прочитать в его блоге. Фильм очень сильно отличается от текста: в нем нет мистики, многих ключевых умозаключений, да и оппонентом главного героя становится бизнесмен, а в новелле это целая государственная система. Зато в фильме есть закрученный сюжет, пара новых героев и немного лирики. Но главное осталось неизменным: Мамонтов (в книге Паутов) - это незаурядный человек, желающий сломать систему.
За десять последних-предпоследних дней прошло 3 перформанса - хороших и разных. 15 марта Андрей Кузькин в «Открытой галерее» открывал выставку «Все впереди!» - запаивал в железный ящик паспорт, волосы и разные другие работы и личные вещи. 17 марта на Винзаводе Паруйр Давтян выставил в витрине галереи White карлика в костюме, снимавшего на цифровую мыльницу зрителей и самого художника. 24 марта в галерее Марины Гончаренко прошел перформанс Алины Гуткиной - в зал живыми скульптурами вышли «бэггеры».
События последних двух недель в Ливии приковали к себе внимание мировой общественности, породив немало самых разных откликов интернете и печатных изданиях. Российские СМИ также не остались в стороне от оценки положения в Ливии и попыток прогнозирования ситуации.
Кто теперь герой generation next, «новых серьезных» и «новых скучных», которых мучительно хочется, но пока не удается понять: настоящий охотник на волков или галерейная тряпочная волчица? Вокруг пустота, она белая.
Известный американский левый ресурс AdBusters запустил проект по реформированию экономической науки — Kick It Over.
Спустя два года в галерее Paperworks открылась выставка «Кризис безобразия - II». Первая проходила на Арт-Стрелке в декабре 2008 года - кураторами ее были галеристы Евгений Митта и Елена Баканова. Вторая выставка организована при участии сокуратора Алексея Булдакова, решительно полемизирующего в пресс-релизе с советским философом-марксистом Михаилом Лифшицем о кризисе модернистского подхода в искусстве. В целом текст Булдакова направлен на осмысление возможной причины возникновения кризисной ситуации в искусстве.
Два брата с разными фамилиями - Давид Тер-Оганьян и Иван Бражкин - открыли квартирную выставку OLD SCHOOL: на четырех разноформатных мониторах и одной стене мигали в режиме слайд-шоу веселые картинки, нарисованные компьютерной мышью «в олдскульных графических редакторах». Разнообразие жанров и сюжетов удивляло. Портреты философов, фиолетовые фламинго, блюющие динозавры, скрюченные зародыши, голые женщины, девушки с самолетами, волны и попы, дорисованные и переиначенные логотипы, черные неваляшки, симметричные гербы-мандалы, сыр-колбаса сменяли друг друга под рваную музыку.
Появление манифеста «Движения 11 декабря» вызвало всплеск эмоций политизированных ЖЖ-юзеров. У ультраправых, понятное дело, эйфория. Но даже в постах отдельных либералов читается самоуничижительное уважение в духе: «богатыри, не мы». Мол, «Стратегия-31» может быть разбита, но «Стратегию-11» никто не разобьет». Но это эмоции - а что же в сухом остатке?
Стрит-арт - идеальный жанр для коммуникации художника и зрителя, а московское метро с 9 миллионами пассажиров в день - идеальное пространство. Политическое послание выставки «Искусство против нацизма» было отчетливым и сильным. За неделю перед митингом 19 января активисты К-19 расклеили в метро около восьми тысяч стикеров с антифашистскими работами известных художников.
Молодое искусство - явление эфемерное, подвижное. Новые имена стремительно исчезают в потоке времени, оставляя за собой пузыри концептов, пресс-релизов и несбывшихся мечтаний. Эту гонку верни/финисажей молодая художница Мария Доронина укрощает ироничным названием Unite. Семантически unite встраивается в один ряд со всякого рода send, add, apply и прочими командами компьютерного интерфейса. Unite - это функция, которая предлагается взамен действия, заявления или манифеста.
Галерея XL на «Винзаводе» выставляет одну скульптуру-инсталляцию одной художницы (до 20 января): в центре галерейного «белого куба» - вертикальный курятничек-тюрьма-башня с вылезающим изнутри разноцветным пластилином, сочащимся из ячеек знакомой сетки-рабицы. Сверху крыша с карнизиками и лампами, две торцовые стены обшиты любимым ДСП. Корина сказала, что название «Показательный процесс» - это что-то вроде «тихого сопротивления». В галерее Paperworks - широкоформатные фотографии Сергея Сапожникова (до 25 января).
Одна из самых резонансных книг конца 2010 года «принадлежит не частному лицу» - это сборник статей современных отечественных писателей и поэтов об их более знаменитых предшественниках, чье место в истории литературы узаконенно современной школьной программой. То есть это, по сути, первый альтернативный учебник (а на самом деле, как утверждают авторы, факультативный), где на место, роль, значение литераторов и литературы, на писательское ремесло представлен взгляд изнутри. Так зачем же «слонов приглашать читать лекции о слонах»?
Биография Льва Троцкого - в серии «Жизнь замечательных людей». Историческая справедливость восстановлена, казалось бы. Под номером 1261 вышло жизнеописание выдающейся личности. Наконец-то! Читатель уже получил своих «замечательных людей» вроде Сталина и Мао Цзэдуна и теперь готов к Троцкому - смертельному врагу сталинизма. Но, открыв рецензируемую книгу, читатель увидит смертельного врага... человека, «обычного человека», каким его представляет Георгий Чернявский. Ведь Троцкий нарушал святая святых - «общечеловеческую мораль»!