OLD SCHOOL. Галерея «Черемушки», Москва. Куратор: Кирилл Преображенский.
Два брата с разными фамилиями – Давид Тер-Оганьян и Иван Бражкин – открыли квартирную выставку OLD SCHOOL: на четырех разноформатных мониторах и одной стене мигали в режиме слайд-шоу веселые картинки, нарисованные компьютерной мышью «в олдскульных графических редакторах». Разнообразие жанров и сюжетов удивляло. Портреты философов, фиолетовые фламинго, блюющие динозавры, скрюченные зародыши, голые женщины, девушки с самолетами, волны и попы, дорисованные и переиначенные логотипы, черные неваляшки, симметричные гербы-мандалы, сыр-колбаса сменяли друг друга под рваную музыку.
В техно-арте Тер-Оганьяна-Бражкина минимализм граничит с орнаментализмом.Рисовальщики оперируют готовыми образами – разоблачая и компрометируя их. На логотипе Nike вырастают шипы, авангардистские супремы обливаются кровью, два «кусочика колбаски» превращаются в карту мира, а Троцкий начинает походить на Эйнштейна. И если у Пепперштейна и Ануфриева все новые и старые символы плавятся в психоделический «паттернизм» (динамический сюжетный узор), то у Тер-Оганьяна-Бражкина доминирует комбинаторика, бриколаж, «лоскутное шитье», самопальные фотожабы, где каждый элемент обнажен в самом приеме своего представления, а любая деталь остается самой собой, не перерастая и не мутируя в соседнюю. Неоэкспрессионист Баския рисовал граффити на улицах Манхэттена и черепа с масками в похожей манере – одновременно зачеркивая и заполняя пространство стены-бумаги.
Готовыми клише, эмблемами, знаками, логотипами – всеми этими семиотическими разметочными ориентирами – на компьютере манипулировать достаточно просто. Сами графические программы предлагают удобный набор «супрематических» (если не архетипических) элементов: квадратов, прямоугольников, кругов, овалов, линий… Логика дизайна, наборной мебели, плакатных вывесок, строительных модулей и блоков – логика конструктора, «моделей для сборки» – стала сегодня общей визуальной культурой. Производство символов теперь контролируется брендами и корпорациями в гораздо большей степени, чем государством и религиозными институтами: логоманию «капиталистического реализма» оказывается возможным вскрыть только агрессивными методами и на ее же поле – экране. В этом смысле стилистика Тер-Оганьяна-Бражкина, отсылая к самоироничному поп-арту, может быть определена и как радикальный кап-арт – не только в плане сюжетики и образности, но и пластики. Сама легкая «примитивная» технология здесь отрицает «тяжелые» фотографические пиксели, разрастающиеся опухолью и требующие все новых мест хранения и часов потребления, а графический жест ручной работы оказывается непосредственнее стекол и линз объектива. Здесь кап-арт вбирает себя всю стрит-культуру и практику граффити – картинки Тер-Оганяна-Бражкина также рисуются по вертикали экрана и проецируется на стену.
В начале 80-х Никита Алексеев придумал «квартирное искусство» (апт-арт, apartment art) для экспонирования соцартистских по своей сути инсталляций и ассамбляжей, нарочито любительских поделок, призванных «бороться с загрязнением окружающей среды». Тер-Оганьян-Бражкин борются с тем же. На экране-стене однокомнатной квартиры в спальном районе.
Фото: Анна Быкова, Владислав Чиженков
Слайд-шоу с представленными на выставке работами Ивана Бражкина и Давида Тер-Оганьяна можно посмотреть на Youtube