«Кризис безобразия – II». Галерея Paperworks, ЦСИ «Винзавод», Москва. Со-куратор: Алексей Булдаков.
Спустя два года в галерее Paperworks открылась выставка «Кризис безобразия – II». Первая проходила на Арт-Стрелке в декабре 2008 года – кураторами ее были галеристы Евгений Митта и Елена Баканова. Вторая выставка организована при участии сокуратора Алексея Булдакова, решительно полемизирующего в пресс-релизе с советским философом-марксистом Михаилом Лифшицем о кризисе модернистского подхода в искусстве. В целом текст Булдакова направлен на осмысление возможной причины возникновения кризисной ситуации в искусстве. Будучи сам художником, куратор сумел ясно определить задачи современного художника в ситуации «обесценивания любых текстуальных практик»: он предлагает ему сыграть роль дестабилизирующего элемента культуры, вступить в открытый конфликт с обществом и властью, не бояться совершить ошибку.
Безобразное буквально означает «отсутствие образа», рождение некоего бесформенного, хаотичного аутичного тела. Но и это может быть вполне приемлемо для человека нашего интерактивного постиндустриального общества, где все мы привыкли считывать подтексты и угадывать цитаты, додумывать, соединять видимое и подразумеваемое, из разбросанных пазлов соединять картинку воедино. Главное, что остается у произведения, – это если не образ, то содержимое, за счет которого и происходит необходимая коммуникация со зрителем. Безобразие давно стало для нас атрибутом эстетически прекрасного, подмена понятий произошла в тот момент, когда предмет вырвали из привычного контекста и поместили в иную среду обитания.Тогда и произошла смена коммуникативного языка, и безобразие стало привлекательно, потому что утратило целостный смысл и приобрело многозначность.
Например, фрагменты человеческого тела не вызывают у нас чувства прекрасного, хотя в целом идеально выверенные пропорции бесспорно прекрасны. Посмотрев на фотографию Сергея Сапожникова, можно сказать о хорошей композиции и правильном освещении, но в целом она вызывает ощущение надлома: нетипичное положение ножек перевернутого стула рифмуется с неприятно согнутыми в коленях мужскими ногами и вывернутой рукой. Сильный, запоминающийся в своем «безобразии» образ заставляет выуживать из сознания цитаты: Сальвадор Дали. Однако этот сюрреалистический симулякр в контексте выставки и в исполнении уличного художника-граффитиста приобретает иное текстуальное прочтение, и работа оказывается по-своему «прекрасной».
Рядом другие образы, апеллирующие к той же эстетической категории, но вызывающие обратную реакцию. Это «Красоты» другого художника-граффитиста Кирилла Кто: фиолетовый баннер, разрисованный каракулями-автографами в подростковом стиле, обрамленными двумя вертикально-симметричными словами «красоты», которые презентуют следы уличного хулиганства как нечто весомое и значимое.
Известная работа Владимира Дубосарского и Алекснадра Виноградова «Граница на замке»: фигура пышной девицы в розовом платьице, прикрывающей глаза милицейской фуражкой и игриво позирующей на фоне новогодней елки. Рекламный раскрученный образ в духе поп-арта, символ порочности власти.
Молодая художница Анастасия Рябова в серии «Где твое знамя, чувак?» представляет сложные конструкции железных гибридов – флагодержателей, вот только самих атрибутов репрезентации власти (флагов) нет. По словам художницы, ее работа символизирует нивелирование функции власти посредством утраты ее собственной символики.
Еще один растиражированный образ – повторенный несколько раз, срисованный с каталога плакат с изображением китайца с гранатой Валерия Чтака, название работы: «Весь тираж этого плаката был уничтожен». Чтак в своем творчестве декларирует принцип тиражирования и исследует методы непосредственного воздействия текста на зрителя.
Отчасти тем же методом пользуется Андрей Кузькин. На стене черной краской художник написал: «Просто все очень быстро меняется, и мы ни на чем не можем сосредоточиться». И пока зрители прибывали и прибывали на вернисаж, он неожиданно выхватывал их лица, ослеплял вспышкой фотоаппарата, чтобы через несколько минут разместить распечатанные на принтере фото вокруг почти сакраментального для нашего времени изречения.
Вполне вписывается в сложившуюся компанию художник старшего поколения Сергей Братков, на выставке представлены целых две его работы. Обе пронизаны тонким юмором и иронией, обе «на злобу дня», то есть полемизируют с властью и способны вызвать общественный резонанс. Это известная вещь «Слона в отставку» и видео «Забор», где художник выступает в роли любопытного и довольно беспринципного постороннего наблюдателя, точнее, любителя подглядывать, что по сути своей уже является символом безобразия – безобразного, осуждаемого поведения.
Все представленные на выставке работы новые, выставляются первый раз и удивительно хорошо вписываются в общую концепцию: все их можно назвать «безобразными» с точки зрения эстетической категории внешнего образа, но их никак нельзя назвать фейком или бледной имитацией художественного жеста. В них заложен внутренний посыл, их авторам присуща критическая риторика, а это значит, что кризис всего этого «безобразия» нам грозит нескоро.
Фото: Анастасия Рябова
Мария Калашникова