Российский кинематограф под Новый год неожиданно представил зрителю минимум два фильма на совсем не новогоднюю тему – тему противостояния человека и Системы. В конце декабря 2008 года на экраны вышел фильм «Стиляги», который должен был показать историю людей, в Систему просто не вписавшихся. А 1 января 2009 года зрителям был представлен фильм «Обитаемый остров» по одноименному роману братьев Стругацких – о человеке, активно противостоящем этой Системе.
Мне, как и многим из тех, чьи школьные годы пришлись на 1990-е и кто при этом придерживался левопатриотических убеждений, снимавшиеся в то время российские фильмы не очень нравились. Например, потому, что критерием удачи во многих из них был переезд героев за границу либо действие и вовсе разворачивалось за рубежом среди эмигрантов.
«Это готы, что ли?» – перешептывались школьники в кинотеатре, когда в первых кадрах фильма «Стиляги» на экране появились одетые исключительно в черное и серое комсомольцы, приготовившиеся начать облаву на этих самых стиляг. «Типа как у антифа», – заметили их более продвинутые товарищи, увидев на ботинках одного из героев фильма розовые шнурки. На самом деле, трудно сказать, что знает большинство нынешних студентов и школьников о стилягах. Однако даже если знают мало, это вполне понятно – ведь стиляги прекратили свое существование в те далекие времена, когда даже их родители только появились на свет.
Кинопоезд, придуманный в начале 1930-х годов советским режиссером Александром Медведкиным, был одним из интереснейших явлений мирового кино. Молодой режиссер, бывший офицер Первой конной армии Буденного, по сути создал первую автономную фильмопроизводящую единицу, первую киностудию на колесах, где полный цикл производства происходил в четырех специально оборудованных железнодорожных вагонах.
VII съезд Союза кинематографистов многие называли революционным из-за снятия с поста председателя Никиты Михалкова.
В кулуарах Дома кино не скупились на эпитеты: «революционный съезд», «новое понимание кинематографа», «наконец-то союз повернется лицом к молодым» – то и дело слышалось из уст той части кинематографистов, которая накануне утвердила новым председателем СК Марлена Хуциева вместо занимавшего это пост в течение десятилетия Никиты Михалкова.
По воспоминаниям некоторых людей, заставших поздний СССР, в те годы упоминание «маккартизма», скорее всего, вызвало бы снисходительную улыбку - ну как еще можно относиться к преувеличениям советской пропаганды? Разве что как к реплике находчивого русского из анекдота, который обнаружил универсальный аргумент в спорах с американцами: «А у вас негров линчуют!»
Фильм-притча Боба Гейла «Трасса-60» менее знаменит, чем приключенческая комедия «Назад в будущее». В прокате «Трасса-60» прошла не так заметно, да и на отечественном телевидении чаще пользуется вниманием дециметровых, а не федеральных телеканалов.
Отношение к жанру мультипликации как к чему-то несерьезному давно уже кануло в Лету. Мультфильмы научились разговаривать на языке «большого кино», а некоторые из них по своей выразительности переплюнули старшего брата. Сравнительно недавний прорыв в области 3D-анимации пробудил интерес к этому жанру у массового зрителя, что подтверждается уровнем бюджета и кассовых сборов особенно удачных проектов. Вот и вышедший на днях «ВАЛЛ-И» («WALL-E») ворвался на первые места в кинорейтингах. С чем связан этот успех и заслужен ли он? Или первый ажиотаж вокруг мультфильма стихнет, и зритель посмотрит на него более внимательным взглядом?
Как сделать стандартный антиглобалистский фильм? Это не так уж трудно. Достаточно нарезать как можно больше видео демонстраций протеста, сцен полицейского насилия, процитировать субкоманданте Маркоса, Фиделя и показать несколько отталкивающих проявлений капитализма: например, секс-куклы, яростные крики Стива Балмера, CEO Microsoft и (обязательно!) Джорджа Буша с его очередными нетленками. В итоге имеем достаточно крепко и живо снятую документалку, которая неплохо выполняет свои основные функции: агитаторскую и информационную. Фильм с удовольствием посмотрят левые и им сочувствующие, а иногда увиденное затронет и неискушенного зрителя. Но даже у самых крупных и достаточно талантливых проектов, таких как, например, «Четвертая мировая война», есть один серьезный недостаток: они не отвечают на вопросы «Что делать?» и «А что вы предлагаете?», особенно если такие вопросы задают зрители из более-менее благополучных стран.
Писать рецензию на рецензию, которая написана на рецензию – дело заведомо унылое и неблагодарное. Особливо если оппонент является человеком в достаточной степени воспитанным, не переходит на личности и никоим образом не пытается подвергнуть критике автора критикуемого материала, вместо самого материала. Как правило, в таком сером и унылом случае все сводится к взаимному обмену мнениями между двумя интеллигентными людьми – шляпы приподняты, головы гордо откинуты – спасибо, за ваше мнение, сэр, и попутного ветра вам в парус! Но разве можно было ожидать таких всем надоевших банальностей от таинственного критика, притаившегося под странноватым ником «Фанни Каплан»? Разумеется, нет!
Руслан Баженов aka Skifred (вполне себе взрослый человек) посмотрел мультфильм для детей «ВАЛЛ-И». И остался этим мультфильмом глубоко недоволен. Он не нашел там правильной классовой позиции, обнаружил идейно вредную теорию «героев и толпы», с которой еще первые русские марксисты боролись, и разоблачил навязывание детям штампов «массовой культуры» под видом борьбы с корпорациями, «загрязнением окружающей среды, рекламой, малоподвижным образом жизни и стремлением к автоматизации».
В ночь с 17 на 18 августа телеканал ТВЦ представил зрителям американскую комедию «Достопочтенный джентльмен» режиссера Джонатана Линна 1992 года выпуска, с Эдди Мёрфи в главной роли. Этот фильм не пользуется вниманием российских телеканалов. А жаль, поскольку, несмотря на простоту и легкость (даже, возможно, легковесность) представляет собой довольно поучительное зрелище. Хотя бы потому, что ненавязчиво показывает особенности американской политической кухни, в том числе ее обычаи, мало знакомые массовому российскому зрителю. К тому же напомнит он и об особенностях отечественной политики – оказывается, ее американская «сестра» не так уж далеко от нее ушла.
Англичане сделали кино, как их нагибают русские подонки.
Давным-давно, на заре 2000-х, когда слово «падонки» еще было ругательством и писалось по правилам русского языка, на литературном горизонте появились два московских люмпен-тусовщика Спайкер и Собака (Сергей Сакин и Павел Тетерский) с автобиографическими записками о бесславном прозябании на лондонском дне среди цветных эмигрантов, джанки и мелких мошенников.
Никогда не любил фильмы, снятые по комиксам. Бэтмэны и человекопауки всегда благополучно пролетали мимо по принципу «ни уму, ни сердцу». Жанровый шовинизм? Возможно. Разве что «Город грехов», зацепил своей необычной манерой съемок, ярчайшей черно-белой атмосферой и нарочитой «комиксовостью» – на экране действуют гипертрофированные супергерои и суперзлодеи, нисколько не стесняющиеся своей нереалистичности. Любопытно, интересно, но… Снисходительное […]