Региональные выборы, состоявшиеся 14 марта 2010 года, обошлись без серьезных потрясений. На выборах во все законодательные собрания победила «Единая Россия». Однако и без «сюрпризов» снова не обошлось. Хотя и они вполне предсказуемы – «медведей» снова подвели некоторые города. И прежде всего – Иркутск, где кандидат «единороссов» с разгромным результатом проиграл выборы мэра. Что можно считать и серьезным поражением одного из давних соратников Владимира Путина.
Почти стабильные «косолапые»
Итак, для выборов в законодательные собрания регионов по-прежнему действует старая закономерность. «Единороссы» здесь получают результат меньший, чем на думских выборах, но, за редким исключением, больший, чем на прошлых региональных. Иногда рост результата «медведей» по сравнению с прошедшими региональными выборами оказывается более чем двукратным (как на выборах заксобрания республики Алтай, Воронежской и Рязанской областных Дум). Этому есть ряд причин. Прежде всего, сами губернаторы увеличили влияние на местные отделения «Единой России», которые еще несколько лет назад могли не вполне контролировать – поэтому и сделали основную ставку на ее поддержку, уже не «раскладывая яйца в разные корзины». Где-то успели исчезнуть местные влиятельные политические силы, которых могли опасаться «медведи». Например, в 2006 году на выборах в Воронежскую облдуму практически догоняла «единороссов» партия «Родина», имевшая высокую поддержку в области благодаря тому, что именно от этого региона уже не в первый раз избирался в Госдуму Дмитрий Рогозин.Понятно и снижение результатов «медведей» по сравнению с думскими выборами – ведь списки «единороссов» на региональных выборах уже не возглавляет Владимир Путин, что было мобилизующим фактором и для избирателей, и для чиновников всех уровней в 2007 году.
Однако и здесь есть исключение – это Свердловская область. Здесь, как известно, состав нижней палаты заксобрания обновляется наполовину каждые два года. Так вот, результат «медведей» здесь снизился как по сравнению с федеральными, так и с последними региональными выборами – причем почти на треть (с 58% до 39,79%). Это может быть связано и с тем, что прошлые выборы в областное законодательное собрание здесь проходили 2 марта 2008 года. То есть одновременно с президентскими, когда предвыборная компания Дмитрия Медведева в какой-то мере работала и на «партию власти». Недаром результаты «медведей» четырехлетней давности как раз близки к нынешним – составив 40,54% голосов. Кроме того, «единороссов» могло подвести и невключение в партийный список екатеринбургского мэра Аркадия Чернецкого, который, в итоге, почти самоустранился от предвыборной кампании в областном центре. Местные наблюдатели отмечают, что в районах, где региональные группы «Единой России» возглавили соратники мэра Виталий Смирнов и Владимир Русинов, результат голосования за «партию власти» оказался значительно выше (правда, в немалой степени за счет голосования по открепительным удостоверениям). Наконец, Свердловскую область довольно заметно потрепал прошлый кризисный год – да и акции протеста в целом ряде городов области продолжались и совсем недавно. Социальные проблемы также могли стать детонатором для протестного голосования в отдельных городах.
Непризнание «варяга»
С городами «единороссам» также повезло далеко не везде. С одной стороны, «медведи» выиграли выборы мэров Ульяновска (где их кандидат Александр Пинков получил 39,12%), Краснодара (66,89% за представителя «партии власти» Владимира Евланова), Омска (действующий мэр Виктор Шрейдер получил более 66% голосов), а также глав многих средних и малых городов страны. С другой, проиграли выборы глав сразу нескольких муниципальных образований Свердловской области, а Иркутская область подарила «медведям» горькие вести сразу из двух городов, в которых «медведи» проиграли с разгромным счетом. В Усть-Илимске побеждает выдвиженец «Справедливой России» Владимир Ташкинов. Он набирает более 72% голосов, в то время как кандидат «единороссов», директор агрофирмы «Ангара» Ирина Бондаренко – лишь около 20%. Но еще болезненнее для «медведей» должно оказаться поражение в Иркутске. Здесь с результатом более 62% побеждает выдвиженец КПРФ, депутат краевого заксобрания Виктор Кондрашов, в то время как кандидат «единороссов», заместитель мэра города Сергей Серебренников получил поддержку только 27,07% избирателей.
В случае с Иркутском «единороссов» уже не в первый раз подводит тактика «призвания варягов». Кандидат «партии власти» до последнего времени занимал пост мэра Братска и в областном центре является чужим. Собственно, «варягом» вполне можно назвать и самого иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева, активно поддерживавшего Сергея Серебренникова и практически продавившего его выдвижение от «Единой России». До своего назначения в собственно иркутских структурах власти Мезенцев не состоял, а работа в качестве члена Совета Федерации от региона в 2002-2009 годах – это все-таки не деятельность в самой области. Поворотным моментом в карьере Мезенцева в свое время стала работа председателем комитета по печати и СМИ мэрии Санкт-Петербурга при Анатолии Собчаке, где он и познакомился с Владимиром Путиным. Контакты между коллегами не оборвались и после того, как Владимир Владимирович получил статус преемника Бориса Ельцина. Тогда Дмитрий Мезенцев возглавлял Центр стратегических разработок, считавшийся одним из ближайших к будущему главе государства интеллектуальных центров.
Иркутская область вообще давно является не самым стабильным регионом, где сталкиваются интересы различных федеральных корпораций и групп влияния, а также связанных с ними местных бюрократических групп. После ухода со своего поста многолетнего губернатора региона Бориса Говорина менее чем за пять лет в области приходит к власти уже третий губернатор. Предшественник Дмитрия Мезенцева Игорь Есиповский, как известно, погиб в мае 2009 года в результате крушения вертолета.
Бабр закусил «медведем»
Пытаясь переформатировать политическое пространство области в соответствии со своими интересами, Дмитрий Мезенцев добился выдвижения в мэры областного центра Сергея Серебренникова, что вызвало неприятие других влиятельных фигур в региональной «Единой России». Например, первого заместителя председателя областного правительства Александра Битарова, который на следующий день после выдвижения официального кандидата партии объявил, что собирается вовсе покинуть ряды «Единой России». Затем Кировский районный суд Иркутска лишил регистрации одного из самых заметных конкурентов Серебренникова, депутата заксобрания Антона Романова, который провел скандальную и очень яркую предвыборную компанию. Однако этот шаг не столько избавил Серебренникова от опасного соперника, сколько не оставил избирателям, которые уже были «разогреты» дискуссией о противостоянии «своих» и «чужих» или в принципе не собирались поддерживать кандидата «партии власти» никакого другого выбора, кроме как поддержать выдвиженца КПРФ Виктора Кондрашова.
Собственно, по схожему алгоритму произошел и скандальный разгром «единороссов» на выборах Тверского горсовета в марте прошлого года. Тогда сторонники тверского губернатора-«варяга» Дмитрия Зеленина могли радоваться отстранению от выборов ряда влиятельных объединений-конкурентов, а в итоге только усилили позиции сделавшейся единственной альтернативой «медведям» КПРФ, которой и проиграли с разгромным счетом. О том, насколько проблемными могут быть последствия назначения губернаторов-«варягов» показывает и история с нашумевшим митингом в Калининградской области, управляемой выходцем из Москвы Георгием Боосом. Возможно, поэтому в последнее время федеральный центр все чаще назначает губернаторами лиц, начинавших карьеру именно в соответствующем регионе, хотя и прошедших через работу в федеральных структурах.
Поражение «единороссов» в Иркутске является громким, и не исключено, что вслед за ним последуют оргвыводы федерального центра. Ведь Кремль до сих пор готов был прощать даже некоторую долю ершистости региональным лидерам, зато гораздо жестче реагировал на утрату ими контроля над областью. Бабр (этим непривычным для жителя Центральной России словом называют уссурийского тигра, изображенного на гербе Иркутской области) оказался зверем не промах и съел на завтрак «медведя». Не станет ли кто-то из высокопоставленных областных политиков, в свою очередь, сам «закуской» – точнее, козлом отпущения для кураторов региона из Москвы? Возможно, впрочем, что Мезенцева спасет давняя дружба с Владимиром Путиным. Не исключено, также, что его перевод из региона произойдет, но под прикрытием нового назначения. А может быть он и вовсе сохранит свой пост – в конце концов, сохранил же свое кресло Дмитрий Зеленин после разгрома «единороссов» в Твери?
Интересно, что Мезенцев в 1998 году защитил диссертацию на тему «Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности».
Однако знакомство со столь актуальной для прошедших выборов темой Мезенцеву все же не помогло. Однако и в этих поражениях «медведей» не просматривается ничего нового. Там, где сами «косолапые» не наступают друг другу на пятки, достигая баланса в интересах разных групп бюрократической и бизнес-элиты, они получают вполне устраивающие их результаты на выборах. Там же, где эти интересы согласовать не удается, к тому же региональная власть ослаблена постоянными перестановками в высоких кабинетах, появляются шансы на хорошие результаты и у системной оппозиции.