Журналисты и эксперты так и не договорились по поводу причин недавнего «шпионского скандала» в США. Среди выдвигаемых ими версий попадаются и весьма оригинальные. Одни верят: у Вашингтона с Москвой полная «перезагрузка». И пытаются убедить своих читателей, что высылка из США «русских агентов» – добровольная помощь «дружественных американских спецслужб», которые таким образом выдали русским коллегам какую-то «опасную антироссийскую группу». Другие уверяют, что вся эта история не больше, не меньше, как план по свержению Обамы. «Друг Барак» стал таким «пророссийским», что не вытерпели этого «ястребы» из спецслужб США и решили его русских френдов перед всей честной Америкой вредителями выставить. Третьи надеются, что «шпионский скандал» «навсегда похоронит» Путина. Что не мешает четвертым считать это спланированной пиар-акцией перед возвращением Владимира Владимировича в родной Кремль. Но, наверное, все гораздо проще – «бездуховные американцы» просто приурочили «скандал с русскими шпионами» к выходу фильма «Солт». Там ведь тоже сотрудница ЦРУ на поверку оказывается «внедренным агентом Советов». По крайней мере, ее начальство в Лэнгли в этом попытается убедить русский перебежчик. Кажется, Владимир Путин намекал, что и фигурантов реального «шпионского скандала» тоже какой-то свой «мальчиш-плохиш» выдал?
«Дочка, получила пятерку в школе? Молодец – выпей за это бутылку водки, но не забудь выгулять нашего домашнего медведя Ильича». Нет, такой приевшейся «клюквы» в фильме «Солт» вы не увидите.Режиссер будет потчевать зрителя новой разновидностью этой ягоды, от этого в России воспринимаемой с не меньшим смехом. Старые «шпионские» клише возведены в квадрат и потому смотрятся еще комичнее. Суперсекретный советский разведчик скрывался от спецслужб всего мира не иначе, как стоя вместе с членами Политбюро и «дорогим Леонидом Ильичом» на трибуне Мавзолея. Главным для идеологической подготовки советских пионеров-разведчиков было, оказывается, регулярно целовать перстень своего наставника с изображением герба СССР. Многие «выпускники» тайной школы пионеров-шпионов, появляющиеся в фильме, покрыты татуировками, явно напоминающими о криминале. То ли кто-то из создателей фильма свято верит, что русским без татуировок нельзя никак. То ли кто-то из консультантов им подсказал, что русские, прошедшие суровую школу на крайнем севере, на самом деле являются скрытыми разведчиками.
Также нельзя не отметить: знакомство (не с руки ли того же KGB?) в далеком 1975 году родителей одного из персонажей, единственной на тот момент женщины-гроссмейстера и борца из Грозного, а потом изъятие у них ребенка для превращения его в шпиона прямо с пеленок. Выращивание потомства лучших представителей народа, с младенчества воспитывающихся в отрыве от родителей. Ну просто идеальное государство Платона – ладно, в крайнем случае, фильм «Багровые реки». Кстати, по свидетельству современников «Холодной войны», в западных странах некоторые и правда верили, что детей в СССР в принудительном порядке с младенчества отбирают у родителей и воспитывают в коммунах.
Про коммуны, между прочим, отдельный разговор. В позднем СССР пионеров-шпионов, оказывается, воспитывали в стенах монастырей. Просто находка для желающих совместить традиции «красной» и «белой империй». Привет «Первому отряду»!
И даже детали в фильме немаловажны – российский президент Борис Матвеев (не верится, что просто случайно) внешне напоминает какого-то Гитлера на пенсии. Та же челка, те же черты лица (ну, чуть постарше) – только знаменитых усиков не хватает.
При описании быта американских тружеников плаща и кинжала явных гэгов как-то поменьше, но тоже не без них. Главной героине, сотруднице ЦРУ Эвелин Солт (Анджелина Джоли), например, спастись от разуверившихся в ней бывших сослуживцев помогут собственные трусики.
О том, кто же все-таки такая эта Солт – русская разведчица или «честная, но оболганная» американская патриотка и за кого она теперь воюет – зритель окончательно узнает только ближе к финалу фильма. Не будем его разочаровывать и разоблачать главную интригу кинокартины.
Для нас сейчас интереснее другое. Подобные фильмы часто являются собранием штампов масскульта о тех или иных странах, спецслужбах и иного антуража шпионских миров. В этом смысле фильм «Солт» глубоко интересен – не так уж часто в последнее время в США снимаются кинокартины о «русских шпионах». И что же мы видим? Получается, в мире кино-грез «красная угроза» – по-прежнему востребованный брэнд. Пусть и в комичном виде (впрочем, это было и в эпоху «Холодной войны»), но «Политбюро», «Ленин», советский герб и прочие составляющие «советиш экзотик» для западного зрителя по-прежнему узнаваемы. «Красная угроза», кстати, проявляется не только в далеком прошлом, но и в настоящем – первые же эпизоды фильма происходят в Северной Корее. Правда, это скорее связано с демонизацией этой конкретной страны в американских СМИ.
То же самое можно сказать и про «исламский мир». В «Солт» он чем-то напоминает знаменитого актера-профессионала, который даже игру в эпизоде может превратить в Роль с большой буквы. Недаром действия героев фильма, которые могут задеть исламский мир, приковывают к себе внимание зрителей. А после слов о том, что «гнев миллиарда мусульман заставит Америку умирать долго и мучительно» трудно удержаться от сакраментального: «Верю».
А вот современная Россия как раз выглядит какой-то невнятной. И это в фильме про «русских шпионов»! Видимо, в американском масскульте на роль сверхдержавы, чьи спецслужбы могут всерьез навредить интересам национальной безопасности США, она так и не вернулась. Зритель узнает, что суперсекретная «шпионская группа», которая чуть было не погубила США, к современным российским властям имеет более чем косвенное отношение. Выходит (в рамках данного фильма), Америку поставила на грань катастрофы всего лишь тень, просто еще один осколок СССР? С одной стороны, многим рожденным в СССР это почти бальзам на душу, а с другой – современную Россию по-прежнему затмевает просто тень «исчезнувшей империи».
В общем фильм «Солт» отдаленно напоминает «Своего среди чужих, чужого среди своих». Даже не тем, что главных героев и там, и здесь догоняют их «корни», о которых они предпочли бы забыть, а свои и чужие перепутываются в жутковатой неразберихе. Просто в обоих фильмах их создатели воспевают уходящую натуру – в чем-то романтичную, яркую, но все-таки ушедшую и побежденную. Только Михалков насчет этой самой «белой» натуры между строк ностальгическую слезу проливает, а его американскому коллеге Филлипу Нойсу по поводу мощи советских спецслужб ностальгировать, конечно, не с руки. Впрочем, а может и правда в «Солт» можно найти и параллели со «Своим среди чужих»? Подадим Никите Сергеевичу идею – пусть в суд на иноземного режиссера подаст и отомстит буржуинам за неоцененных «Утомленных солнцем-2».