Когда Гитлер незадолго до самоубийства назвал Японию «лучшим другом Германии за всю ее историю», а в ведшей войну «Стране восходящего солнца» выходили выпуски «токийской манги», где дети-герои расправлялись с похожими на демонов британскими солдатами, никто еще не знал, что в эпоху нулевых в России появится мультфильм в жанре аниме о победе советских подростков-пионеров над демоническими союзниками нацистов. Российско-японский проект «Первый отряд» (авторы идеи и сценария Михаил Шприц и Алексей Климов, режиссёр – Ёсихару Асино) и без того вызвал множество ожесточенных споров. Не избежали их после просмотра анимационной картины и гости программы «Закрытый показ» с Александром Гордоном, вышедшей в эфир 9 июля на «Первом канале».
Действие мультфильма разворачивается в 1942 году в СССР. Параллельно с боевыми действиями на фронтах Великой Отечественной маги из немецкого оккультного общества «Аненербе» вызывают из царства мёртвых дух великого магистра Ордена меченосцев Гвидо фон Вольфа, павшего 700 лет назад в ходе Ледового побоища. А советские разведчики-оккультисты посылают против демонического рыцаря 14-летнюю пионерку Надю, которая призывает из потустороннего мира своих друзей-пионеров по специальному «Первому отряду», погибших в самом начале войны.
Скажем сразу – любители высмеивать кино найдут в «Первом отряде» немало поводов для стеба.Во вроде бы «документальных» вставках – «говорящие головы» экспертов и ветеранов войны, которые на самом деле не то и не другое, а просто актеры (прямо по принципу рекламы зубной пасты), которые с умным видом произносят довольно банальные фразы (в духе – «на войне страшно» или «транквилизаторы подавляют сознание»). Гость показа Александр Друзь, например, покритиковав российские говорящие головы, похвалил немца, игравшего ветерана «Вермахта» – и вскоре услышал застенчивое признание одного из сценаристов, что это был вовсе не немец. Другая функция тех же голов из фильма – с серьезным видом доказывать большую роль магии и оккультных наук в победе над Германией.
Далее – нельзя пройти мимо православного шаолиньского монаха-чекиста, которого подарили нам создатели картины, явно хотевшие угодить и традиции к месту и не к месту помещая в любой военный фильм православного батюшку, и государственному патриотизму, и ожиданиям фанатов аниме. Представлявший клуб любителей этого жанра гость программы, правда, в шутку предложил, чтобы главную героиню спасал вовсе не монах, а Ленин, так как именно он в советской традиции находился и в мире живых, и в мире мертвых. Религиозная тема еще несколько раз довольно неуклюже всплывет в мультфильме. Скажем, оказавшись в некоей «Сумеречной долине», куда попадают исключительно души воинов (что напоминает скорее о языческой космологии), Надя встречает злого духа-рыцаря, с издевкой цитирующего Евангелие от Луки и тут же получающего возмездие в виде появившихся откуда ни возьмись пионеров. Рыцари-крестоносцы, оказывается, были всем орденом отлучены от церкви.
А в Кремле эпохи Великой Отечественной войны обитает человек с усами и во френче, но это не Сталин, а лидер советских разведчиков-оккультистов генерал Белов.
У кого-то из гостей программы были претензии к содержанию фильма в духе «не прикасайтесь своими лапами к памяти пионеров-героев». Скажем, ветеран войны, приглашенный на «Закрытый показ», после просмотра картины отказался участвовать в ее обсуждении, покинув студию. Кто-то пенял на недоработки фильма – известный режиссер-аниматор Юрий Норнштейн, например, заметил, что в героях не чувствуется индивидуальности.
Можно отметить и еще два спорных эпизода. Например, души пионеров-героев, проникая в мир живых через подсознание своей подруги Нади, видят там игрушечных немцев, нападающих на столь же игрушечных русских. В общем контексте это смотрится как неудачная шутка, хотя возможно авторы имели в виду что-то другое (например, ужас того, что вчерашние дети оказываются на передовой – но такая трактовка не очевидна). Да и кульминация фильма, когда должна произойти решающая битва между пионерами и крестоносцами, вызывает вопросы. Появившиеся из другого мира подростки быстренько расстреляли крестоносцев, приехавших на фронт на лошадях и с мечами, из принесенных с собою загробных пулеметов. Как сказала ворона из бородатого анекдота, ничего себе сказку урезали.
Все это, конечно, так. Но есть парадокс. Несмотря на множество поводов для стеба, «Первый отряд» оставляет и положительные впечатления. Мир картины нарисован очень красиво и узнаваемо – от танков и русских дорог до ВДНХ. В фильме советская сторона в войне оценена исключительно положительно. Да и главным героям действительно сопереживаешь. К тому же необоснованны и обвинения Александра Гордона в том, что войну, если судить по фильму, выиграли некие потусторонние силы. В финале картины как раз хорошо видно, что одни загробные силы были побеждены другими, а немцев-то сокрушили именно солдаты из окопов.
И все же остается вопрос. Цель кинокартин о войне (если они преподносятся как патриотические фильмы, рассчитанные на подростков и молодежь) – заставлять юного зрителя сопереживать нашим и в то же время давать ему новую информацию об эпохе. Первое, несмотря ни на что, картине неплохо удалось. Но все-таки – куда ведет зрителя-подростка трамплин, созданный эмоциональным всплеском после просмотра фильма? Создатели аниме намекали, что его главные персонажи списаны с исторических пионеров-героев. Однако в самом фильме ничего не рассказывается об этих реально существовавших ребятах (хотя это могли бы сделать изображавшие экспертов «говорящие головы» из документальных врезок). Из всего антуража картины самым историчным, пожалуй, оказывается только организация «Аненербе». То есть ни что иное, как притягательная для многих часть оккультной романтики Третьего Рейха, о которой написаны горы поп-литературы.
В общем хочется надеяться, что хотели авторы как лучше, и поводы для похвалы и правда есть, но недоуменных вопросов – точно не меньше.