Новый фильм Роберта Родригеса «Мачете» являет собой редкий жанр для большого экрана. Помимо внешней стилистики трэша и боевика, это диаспорное кино. Бывают такие картины, когда все герои объединены единой нетитульной расовой принадлежностью, а действие сосредоточено вокруг проблемы, присущей отдельной диаспоре. «Мачете», скорее, нельзя назвать фильмом на мигрантскую тематику из-за специфических отличий проблемы мексиканских гастарбайтеров от прочих. Ведь Мексика, в отличие от Китая, Филиппин и Индии (следующими за Мексикой по числу мигрантов), имеет общую границу с США, а также входит с ним в единую зону свободной торговли. В целом картина следует линии либерализации экономики данного союза (НАФТА) и достаточно далека от революционных и социальных преобразований в духе латиноамериканских вождей.
Режиссер Роберт Родригес – достаточно популярная личность в свои 42 года. Он причастен к производству более двух десятков картин, в которых был, помимо режиссера, сценаристом, актером, композитором, монтажером, оператором и т.д. Сам Родригес родился на территории США в семье выходцев из Мексики, где было десять детей (у него самого пока лишь пятеро). Исполнитель главной роли в его последнем фильме «Мачете» – 66-летний Дэнни Трэхо, приходится двоюродным братом режиссеру.
Сюжет «Мачете» рассказывает о бывшем мексиканском полицейском, который не пожелал мириться с коррумпированностью системы. Местный наркобарон убивает у него на глазах жену и дочь. Спустя три года Мачете оказывается в Техасе, где неизвестный предлагает ему за вознаграждение убить местного сенатора, переизбирающегося в конгресс. При попытке мексиканца подставляют, и рейтинг сенатора, нетерпимого к мигрантам, взлетает до небес.Мачете помогает тайная организация, занимающаяся поддержкой перебежчиков из Мексики. Он возглавляет нападение на силовую структуру, убивающую нелегалов, и предает гласности материалы, свидетельствующие о связи сенатора и мексиканских наркоторговцев.
Идея сценария про Мачете, по утверждению режиссера, пришла ему в голову еще в 1993 году. В один из предыдущих своих фильмов – «Грайндхаус» – Родригес включил трейлер пока несуществующего кино про бравого мексиканца, передвигающегося на мотоцикле и орудующего ножом для рубки тростника. Позже интерес к постановке проявили кинобоссы, и «Мачете» состоялся. В проекте было задействовано несколько латиноамериканских звезд – Мишель Родригес, Джессика Альба, а также Стивен Сигал и Роберт де Ниро.
В мае этого года, когда анонсировался трейлер фильма, на страницах американской прессы появилось мнение, что данная картина может привести к разжиганию межнациональной розни. Факт выхода фильма на подобную тематику способен расколоть общество, особенно на фоне ужесточения закона в отношении нелегальных мигрантов в Аризоне. Опасения вызвал один из лозунгов персонажей картины «Не мы перешли границу, а она прошла через нас», что может быть истолковано двояко, так как территория Техаса когда-то была отвоевана у Мексики. Негативным рефреном к ситуации можно назвать выступления кубинской диаспоры в Майами, которая жгла американские флаги и призывала к самостоятельной внешней политике в регионе, расходящейся с интересами США.
В США насчитывается около 45 миллионов латиноамериканцев (15% населения), две трети которых являются выходцами из Мексики. К этому количеству можно прибавить еще от 5 до 12 миллионов незаконных мигрантов. К 2050 году, по прогнозам, в США будет около 100 миллионов латиноамериканцев, что составит от 25 до 30 процентов населения. Подавляющая часть выходцев из Мексики сконцентрирована в 5 приграничных штатах, в число которых входит Техас. С 1994 года начало свое существование Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединившее в одну зону США, Канаду и Мексику. В числе мер, призванных обеспечить создание единого континентального рынка, было стимулирование создания «макиладорас» на территории Мексики – предприятий, работающих, прежде всего на экспорт, в которых задействовалась местная рабочая сила. Таким способом планировалось уменьшить нелегальную, как и легальную миграции в США. Однако Мексика – страна с 11-м местом по численности населения в мире, и достаточно сложно за короткий срок обеспечить рабочими местами всех нуждающихся. Нелегальная миграция сократилась, но ненамного. Произошло это отчасти и из-за того, что заработная плата на новых предприятиях в Мексике была примерно в 2 раза ниже, чем в США. Мексика, по сути, превратилась в легального поставщика рабочей силы для США и зона НАФТА закрепила это на бумаге. В ответ США закрывает глаза на контроль некоторых мексиканских территорий наркокартелями, и на днях Обама извинился за слова Хиллари Клинтон, когда та якобы случайно сравнила Мексику с Колумбией двадцатилетней давности.
На что направлен фильм Родригеса? Прежде всего, на избирательный потенциал латиноамериканцев, проживающих в южных штатах. В персонаже сенатора-консерватора, сыгранном де Ниро, авторы воплотил все страхи и ненависть, которые может вызывать политик. В 2010 году пройдут очередные выборы в Конгресс, где будут обновлены или переизбраны сенаторы от штатов Калифорния, Аризона, Флорида и Луизиана – территорий, где пребывает большое число выходцев из Мексики. На конец августа и начало сентября назначено несколько праймериз, где уверенную победу чаще пока празднуют республиканцы. Одним из фаворитов предвыборной гонки является Джон Маккейн, который в пятый раз подряд стал кандидатом от республиканцев. Именно этот бывший кандидат в президенты США является прототипом сенатора МакЛофлина из фильма «Мачете» (и не только из-за приставки Мак в фамилии). Недавно Маккейн выступил в числе инициаторов отмены 14-й поправки к Конституции США, которая признавала гражданство за всеми, кто родился на территории государства. Бывший кандидат в президенты предложил отменить это правило в отношении детей нелегальных мигрантов. В фильме «Мачете», когда сенатор МакЛофлин впервые появляется на экране, он стреляет на границе в живот беременной женщине, мотивируя это тем, что ее ребенок не должен родиться на земле белых отцов, чтобы обрести такие же права, как и коренные американцы.
Родригес своей дешевой риторикой указывает на то, что наркокартели и силовые органы штатов, охраняющие границу, связаны между собой. Но этой весной правительство пошло на беспрецедентный шаг, когда Обама подписал постановление, которое предписывало охрану Юго-Западной границы силам Национальной гвардии. В Белом доме эти действия объясняют тем, что не хотят доверять охрану границ приграничным штатам, особенно после антииммиграционного закона Аризоны. Получается, что именно демократическое правительство в очередной раз закручивает гайки. Как ни странно, ранее, именно при правлении республиканских президентов происходили послабления в иммиграционном поле, такие как Акт 1986 года, легализовавший 3 миллиона мигрантов (среди которых было 90% мексиканцев). При демократах же происходил процесс экономического закабаления Мексики, вершиной которого стало создание НАФТА. Именно демократы, поддерживая экономическую либерализацию, заинтересованы в прочности границы, при этом выступая против законодательных мер, препятствующих предотвращению нелегальной миграции. Губернаторы приграничных штатов, как ни странно, куда более благосклонны к мигрантам, изредка публично признавая их значение в сезонных работах.
Вместо того, чтобы требовать достойную оплату труда и социальные гарантии у себя на родине, мексиканцы вынуждены метаться через границу в поисках заработка. Мексика при этом частично контролируется наркоторговцами и экономически либерально ориентированным правительством, действующим в интересах США. В этом плане показателен пример сапатистов, которые доказали действием, что возможен альтернативный путь развития, без потребления и наркоторговли. Сапатисты не переходили границу с США и не устраивали чистки полиции в приграничных американских штатах, как герои «Мачете» – они действовали у себя на родине. Того и хочется пожелать всем остальным иммигрантам – возвращаться домой и делать революцию у себя на местах, а не бороться с белыми стрелками за право лишнего доллара. И не быть пешкой в игре политических сил, которые так и норовят полакомиться латиноамериканской этнической прослойкой, как это сделала Хилари Клинтон с фастфудом, попав в мексиканскую закусочную в пору борьбы за президентское кресло.