rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
95

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

428

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2010 Апрель Куба – взгляд за фасады

Куба – взгляд за фасады

Само существование кубинской экономики после полувека торговой блокады вызывает удивление. Однако одного факта выживания и роста населения на острове мало для адекватной оценки тенденций и перспектив развития Кубы.

Образом экономического положения Кубы стала облупленная старая Гавана, где памятники мировой архитектуры стоят в довольно неприглядном виде. Однако стоит заглянуть за фасады домов колониальной эпохи.

Экономическая история Острова свободы полностью отражает те политические штормы, через которые пришлось пройти Кубе. Резкая смена торговых партнеров в начале 60-х, вызванная введением США широкомасштабного торгового эмбарго, растущая зависимость от советских закупок сахара, попытки преодолеть монотоварность экспорта, разрыв экономических связей в начале 90-х, умеренные рыночные реформы, чертик из табакерки – энергетическая помощь Венесуэлы, текущий мировой кризис – все это сформировало ту систему, которая существует в наши дни. Она имеет ряд родовых и приобретенных специфических черт. Так, экономика Кубы почти полностью государственная, хотя и испытала некоторые модификации в начале 1990-х, после разрыва связей с СССР и падения ВВП на 40%. На острове имеют параллельное хождение две валюты, песо и конвертируемый песо, с разной покупательной способностью.

Рауль Кастро, ставший главой государства после ухода Фиделя Кастро из активной политики, принял руководство страной, в которой продолжает действовать гигантская система социального обеспечения. Например, на распределяемое питание и рабочие столовые расходуется эквивалент миллиарда евро в год. Для поддержания этой системы создан значительный контролирующий аппарат, функционирование которого вызывает заметные нарекания из-за низкой эффективности.

Новое кубинское руководство с самого начала заявило о том, что планирует провести крупные экономические реформы, однако мировой экономический кризис существенно изменил повестку дня. Правительство, вдохновленное значительными экономическими успехами середины 2000-х, вызванными энергетической помощью Венесуэлы и быстрым ростом цен на никель, ставший с 2000 года основным экспортным товаром острова, рассчитывало провести реформы в двух основных сферах: сельскохозяйственной и потребительской.

Отметим, что кубинская экономика уже несколько раз подвергалась экспериментальным перестройкам. Например, централизованное планирование было введено на Кубе в 1960-е годы по рекомендации советских специалистов, но во второй половине 1960-х годов кубинское руководство отказалось от единого плана, разработки государственного бюджета, материального стимулирования и перешло к экономическим экспериментам, основанным на моральном поощрении работников, практике широкого использования принудительного бесплатного труда и осуществлении отраслевых планов. Последовавшее ухудшение экономической ситуации, падение производства и рост случаев уклонения от принудительного труда вынудили кубинское руководство вернуться к традиционным методам планирования по советскому образцу, но итоги эксперимента послужили базой многочисленных исследовательских работ в области нематериального стимулирования. В 1978, после десятилетнего перерыва, на Кубе был вновь введен государственный бюджет.

В 2000-е было принято решение провести несколько локальных экспериментов, по результатам которых можно будет делать выводы об эффективность различных подходов к функционированию экономических систем. Такой подход идеально укладывается в провозглашенный на Кубе метод развития – улучшение существующих структур социализма.

Первые меры были предприняты в сельском хозяйстве. Куба импортирует около 80% продовольствия (например, в 2008 году на это ушло 2,5 миллиарда долларов). Такие расходы вызывают у правительства естественное желание снизить импорт за счет увеличения внутреннего производства. К тому же большие площади плодородной земли высвобождаются вследствие сокращения плантаций сахарного тростника, позволяя занять их продовольственными культурами. Государственные органы запустили широкомасштабную программу раздачи земли, передали право принятия решений на места, а также увеличили закупочные цены. До запуска программы в стране работали 250 тысяч семейных ферм и 1100 кооперативов, которые производили около 70% продовольствия, обрабатывая лишь треть плодородной земли. Планируется, что число фермеров заметно возрастет, так как правительство начало широкомасштабную раздачу земли впервые с 1959 года, когда распределялись конфискованные латифундии. При этом государство намерено сохранить за собой контроль над поставкой техники и удобрений, а также над системой распределения сельскохозяйственной продукции.

Первые шаги кубинского руководства совпали с ударами разрушительных ураганов и началом мирового экономического кризиса. Прямой экономический ущерб и начавшееся падение экспортных цен оказали негативное влияние на экономику Кубы. С одной стороны, это подстегнуло правительство к еще большей раздаче земель для сокращения импорта, который в условиях падения цен на основной предмет экспорта стал угрожать экономической стабильности. С другой, ухудшение конъюнктуры привело к росту торгового дефицита, переключив внимание правительства с долгосрочных проектов на сиюминутные цели по стабилизации положения.

Правительство пошло на замораживание счетов иностранных фирм в своих банках, чтобы поддержать в стране достаточное количество резервов в иностранной валюте, вызвав большое недовольство инвесторов. Однако власти резонно предположили, что компании, получавшие очень хорошие прибыли от работы на кубинском рынке, не уйдут из страны. Так и произошло.

2009 год стал тяжелым испытанием для экономики острова, так как мировая рецессия оказала существенное влияние и на экспортные цены, и на туризм. Однако правительство сумело поддержать функционирование экономики, что позволило в начале 2010 возобновить эксперименты, на этот раз в более наблюдаемой потребительской сфере.

По всей стране в короткий срок открылись новые сети магазинов и предприятий питания, принимающих обычные песо. Эту меру можно считать подготовительной для отмены системы хождения двух валют. Около половины населения имеют доступ к конвертируемым песо через переводы родственников, государственные бонусы и чаевые, однако вторая половина получает лишь обычные песо. Сантьяго де Куба стал местом для проведения в жизнь пилотного проекта, который предполагает открытие большого числа кафе, ресторанов и магазинов, принимающих песо. Местные магазины предлагают устриц по 60 песо (около 2 долларов США) за килограмм, мясо лобстеров по 50, крабов по 15. Многочисленные пиццерии, кафетерии и рестораны, хорошо освещенные и снабженные кондиционерами, стали символами данного эксперимента. Комплексный обед в подобных заведениях обойдется в 35 песо.

Кроме этого, Куба активно экспериментирует в области частной инициативы в сфере обслуживания. Так, в Гаване работают такси, переданные в частное (может добавить для ясности?) пользование водителям, которые хотя и (чтобы было более явно противопоставление «но свободны») ответственны за поддержание автомобиля в хорошем техническом состоянии, но свободны в выборе маршрутов. Государство устранилось от строго контроля, но продолжает осуществлять надзор за ценами. Кроме этого, правительство предлагает брать в аренду помещения парикмахерских и других предприятий сферы обслуживания. Государство будет получать арендные платежи, а предприятия свободны в ценообразовании и закупках материалов.

Проникновение иностранного капитала в кубинскую экономику напрямую связано с экономическим положением в стране. В 1990-х иностранные компании (в основном европейские и канадские, а в последнее время все больше браaзильские) получили возможность искать нефть на шельфе, участвовать в строительстве новых никелевых предприятий и инвестировать в производство цитрусовых, не говоря о быстром росте туристической сферы. Затем наступил откат второй половины 2000-х, когда правительство стало разрывать отношения с теми компаниями, которые в момент тяжелого кризиса навязали ему невыгодные условия. Однако мировой кризис вновь заставил кубинское руководство искать контакты с иностранными инвесторами. Так, недавно правительство выступило с инициативой по частичному размораживанию счетов иностранных компаний, при условии, что большая часть средств останутся в кубинских банках под 2% годовых. Одновременно стало известно, что правительство предлагает открыть доступ иностранным инвесторам к оставшимся сахароперерабатывающим предприятиям для повышения их эффективности. Однако любые иностранные инвестиции ограничены экономическим эмбарго, так как любая компания, вложившая средства в национализированную собственность, принадлежавшую до революции американским компаниям, рискует подвергнуться судебному преследованию со стороны США.

В целом, можно сделать вывод, что кубинская экономика, начавшая постепенно менять свою структуру в 1990-х, благодаря развитию туризма и никелевой промышленности, поддержанная энергетическими поставками со стороны Венесуэлы в обмен на медицинские услуги, получила, как и другие экспортноориентированные экономики, серьезный удар от мировой рецессии. Действия правительства смягчили последствия кризиса, для чего пришлось существенно сократить импорт. Правительство делает ставку на развитие импортозамещающего сельского хозяйства и активно экспериментирует в сфере обслуживания. Страна нуждается в крупных инфраструктурных проектах, однако их реализация существенно затруднена экономической блокадой и мировым кризисом.

А дома в Старой Гаване постепенно восстанавливаются благодаря туристам, расходы которых становятся доходами специальной организации, которая с 1994 года занимается возрождением целых районов.

Апр 4, 2010Рабкор.ру
4-4-2010 Анализистория, Куба, экономика11
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Поражение соратника ПутинаНавязчивая мечта модернизации
  См. также  
 
Моральные ограничения свободного рынка
 
Безусловно базовый доход: социальный прогресс или «троянский конь» неолиберализма?
 
Развитая экономика. Модель и необходимые меры
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру