4 февраля 2010 года на экраны в России вышел фильм «Кандагар» (режиссер – Андрей Кавун, один из продюсеров – Валерий Тодоровский), отсылающий зрителей к реальным событиям середины 1990-х. 14 июля 1995 года российский самолет, перевозивший боеприпасы для афганского правительства в Кабуле, был принужден к посадке в городе Кандагар, который контролировало движение «Талибан», незадолго до того заявившее о себе как о серьезной военно-политической силе. Талибы объявили летчиков пособниками врагов и продержали под арестом 378 дней, пока экипажу не удалось освободиться из плена.
«Кандагар», конечно же, вовсе не тот фильм, который, как любят писать в рекламных проспектах, «держит зрителя в напряжении с первой до последней секунды». Но все же его создатели избежали тех крайностей, которые сделали бы его действительно неудачным, и смогли передать главное – волю и выдержку простых людей в очень непростой ситуации.
Фильм не стал морализаторским. Например, давно замечено, что если в начале фильма появляется герой-бабник (его играет Владимир Машков), в конце он обязательно должен перековаться в примерного семьянина и образцового члена общества. В «Кандагаре» такой персонаж есть, но ничего подобного с ним не происходит. Да и остальные герои остаются обыкновенными людьми – каждый со своими чертами характера (в том числе и слабостями), не превращаясь в «назидательный пример перековавшихся личностей».
Фильм не стал претендовать на лавры религиозно-консервативного кино, где «русский дух» одерживает победу над «тьмой басурман». Хотя создается впечатление, что кого-то из создателей фильма такие намерения не покидали. Возможно, поэтому реальный состав плененного экипажа из семи человек в фильме оказался сокращен до пяти. При этом второго пилота в фильме зовут Сергей (в реальной истории – Газинур Хайруллин), а бортинженер Асхат Аббязов заменен украинцем, которого играет Богдан Бенюк. Возможно, кто-то из создателей фильма хотел обыграть тему «православные терпят лишения, но героически отвергают ислам», однако в итоге этот момент был отображен лишь в паре эпизодов, и то мельком.
Фильм не пытается напугать зрителя «страшным исламом» и «ужасным Востоком». Да, довольно жесткие сцены, иллюстрирующие нравы талибов, в фильме есть (например, казнь женщины, обвиняемой в супружеской измене). А один из персонажей картины говорит о сытом бездуховном Западе (к которому, судя по всему, относит и Россию), обреченном в будущем на подчинение «голодным мусульманам, у которых есть вера». Но все же эти эпизоды достаточно редки – как раз для того, чтобы зритель «ознакомился с ситуацией», но при этом не перешел на поверхностные, исключительно эмоциональные оценки. (Кстати, в одном из таких эпизодов присутствует очередной спорный момент. Один из духовных лидеров талибов говорит: «вы не исполняете даже заветов вашего Иисуса». Между тем вряд ли мусульманин назвал бы «чужим», «не нашим» одного из самых почитаемых пророков, известным в исламской традиции под именем Исса.)
Фильм не переборщил с «международной адаптацией». Его создатели уже заявляли, что готовят его к международному прокату (там он будет проходить под названием «Экипаж»). Возможно, намеки на грядущее 11 сентября в фильме заложены авторами, а не просто считываются политизированными зрителями. Так, загадочного человека, произносящего сентенцию о планах победы над Западом, переводчик со значительным видом именует «самым лучшим из мусульман». Уж не бен Ладен ли это? Еще в одном эпизоде российские летчики недоумевают, зачем группе молодых талибов учиться водить большой гражданский самолет – ведь у них в распоряжении таких самолетов нет. Не намек ли это на подготовку теракта 11 сентября, случившегося несколькими годами позже? Подозреваемые в его совершении, правда, были родом в основном из Саудовской Аравии, но кто из зрителей об этом вспомнит?
Как видим, многие темы, которые часть зрителей наверняка сочла необходимой основой фильма, были затронуты лишь вскользь. Что, наверное, и к лучшему. Опыт российского кинематографа последних лет показывает: чем масштабнее замысел и чем более идеологизирован фильм, тем слабее он получается.
Конечно, нельзя обойти вниманием спорные, с фактической точки зрения, моменты – и они не исчерпываются уже перечисленными. Например, летчик истребителя, принуждающего самолет к посадке, называет себя представителем «талибской республики Афганистан». Возможно, востоковеды меня поправят, однако мне никогда ранее не приходилось слышать, чтобы «ученики медресе с автоматами» называли свое государственное образование «талибской республикой». 3 апреля 1996 года, как раз в Кандагаре и именно во время нахождения там пленных российских летчиков, 1500 представителей афганского духовенства (по крайней мере, такое число называли официальные представители талибов) провозгласили духовного лидера движения муллу Мухаммада Омара «амир уль-муминин» («повелителем правоверных»), а территорию, подконтрольную талибам, стали именовать «Исламским Эмиратом Афганистан». Пленение летчиков, конечно, произошло раньше этой даты. Однако, насколько известно, сами талибы еще до этого декларировали намерение «вернуться к временам праведных халифов», создать «подлинно исламское государство» с «подлинно исламским строем» и вряд ли говорили бы от имени некой «талибской республики».
Итак, фильм не обошелся без целого ряда неточностей, что, правда, в современном художественном кино не редкость. Зато главное, из-за чего вообще стоило снимать эту кинокартину, в фильме осталось – это свидетельство об обыкновенных людях, которые, оказавшись один на один с самой сложной и практически безвыходной ситуацией, смогли с честью из нее выйти, не сломаться и остаться собой.